Сепаратизм по-мурински: кому выгодно?

Фото: Валентин Илюшин\Online47

Как зацелованное властями Ленобласти Мурино стремится стать «бедным родственником» на карте Петербурга.

А давайте присоединим Мурино к Петербургу!

Этот призыв с завидной регулярностью звучит на просторах Ленинградской области. И всегда загадочным образом совпадает с избирательными кампаниями различных уровней.

В 2016 году на думских выборах и в 2020-м во время губернаторской кампании в Ленобласти тема объединения различных территорий 47 региона к Санкт-Петербургу стала лейтмотивом политического пиара кандидатов от «Родины».

rodina.ru

В 2019 году на муниципальных выборах на этой теме неплохо «оттоптались» сторонники «Яблока».

В разные периоды перерисовать карты Ленобласти и Санкт-Петербурга требовали запрещенные ныне на территории РФ «команды Навального» и прочие сомнительные персонажи.

В этом году в свойственной для КПРФ манере угасающую тему присоединения Мурино к Петербургу вытащил из нафталина коммунист Вадим Будеев. И пожалуй, стал первым, кому реально удалось выгодно все это продать людям. За депутатский мандат в Законодательном собрании Ленинградской области.

Теперь вместе с электоратом Будеева мы с большим интересом ждем, когда свежеизбранный региональный парламентарий исполнит свое главное предвыборное обещание. А заодно думаем о последствиях.

«Баба-Яга» не против

Если почитать сумбурные петиции «За» присоединение Мурино к Петербургу, которые за все эти годы так и не собрали больше 5-6 тысяч подписей, вырисовывается, что главная «Баба-Яга» в этой истории – это правительство Ленинградской области и непосредственно губернатор Александр Дрозденко. Якобы, именно они всячески строят баррикады на пути несчастных муринцев в светлое петербургское будущее.

Бред, конечно. Позволим себе озвучить не самую приятную точку зрения, которая нет-нет, а проскальзывает в коридорах здания Правительства на Суворовском. Но Мурино не так, чтобы медаль на шее Ленобласти. И какую-то выгоду для региона здесь искать не приходится.


Мурино сегодня – дотационный и очень «прожорливый» городок Ленобласти. По вполне объективным причинам. Никто не скрывает, что когда эта территория еще только начинала застраиваться, а полномочия по выдаче разрешительной документации находились в руках районных администраций, дел здесь наворотили – еще не один год разгребать. Начиная от плотной высотной застройки и заканчивая катастрофическим дисбалансом между жилыми домами и социальной инфраструктурой. Проще говоря, дома понастроили, а про садики, школы, поликлиники, дороги и прочее самое необходимое – забыли.

Сейчас, конечно, картина в Мурино более позитивная. Строятся дороги, строится социальная инфраструктура. И вся эта «радость» обходится бюджету Ленинградской области в среднем в 2,5 млрд рублей в год. К слову, ни один другой город 47 региона не может похвастаться такими финансовыми вливаниями.


А теперь представим, что область согласилась передать Мурино в состав Санкт-Петербурга. Сбросит излишние финансовые обязательства. А сэкономленные 2,5 млрд раздаст другим районам Ленобласти. Что-то нам подсказывает, что жители региона будут аплодировать стоя.

Так что, по правде говоря, выиграют и бюджет Ленобласти, и ленинградцы. А если так, как говорили в старой рекламе начала «нулевых», зачем платить больше?

Петербургский нейтралитет

Власти «северной столицы», в принципе, не так, чтобы против. Но и не спешат демонстрировать петербургское радушие и гостеприимство.

Хотя бы потому, что все спорные и проблемные вопросы на стыке двух субъектов и так решаются, благодаря запущенной пару лет назад масштабной программе социальной, экономической и инфраструктурной интеграции Санкт-Петербурга и Ленобласти. И перекраивать границы регионов для этого совсем не нужно.


При этом вряд ли Петербург где-то проиграет на присоединении Мурино. Но и не выиграет. Дополнительные бюджетные доходы? Если на то пошло, тот же НДФЛ и так остается в «северной столице», потому что именно сюда приезжают на работу большинство муринцев.

Правда, есть и политический аспект, который сегодня не позволяет Петербургу высказывать хоть сколько-то уверенно «За». Все-таки одно дело, если бы с присоединением Мурино мегаполис получил территорию, лояльную к власти. Но нет. Как-то так сложилось, что петербургские агломерации уже давненько заработали репутацию самых скандальных и даже оппозиционных территорий. И новая точка напряжения – явно не то, что не хватает сегодня и без того не безоблачному политическому климату Санкт-Петербурга.


Ну и новые обязательства перед муринцами, если они станут петербуржцами, потребуют пересмотра всех основных городских программ по развитию территории. И бюджетов. Естественно, ни один здравомыслящий петербургский чиновник добровольно на это не пойдет. Создавать себе проблемы, чтобы потом с честью их преодолевать – это не наш метод.

Так что если вдруг из обычного сезонного хайпа эта история перейдет в какую-то активную и, что немаловажно, конструктивную плоскость, вряд ли власти Питера будут сильно возражать. Но и форсировать процесс явно не будут.

Человеческий фактор.

Но если не брать во внимание политические или экономические аспекты регионального масштаба, можно понять, почему жители Мурино – не все и даже не большинство, но все-таки – поддерживают призывы к присоединению к Санкт-Петербургу.

Объективно, ключевых причин всего три: инвестиции, амбиции и «хорошо там, где нас нет».

И все они, мягко говоря, сплошное лукавство и заблуждение.

Например, почему-то считается, что как только Мурино войдет в состав Петербурга, цены на квартиры здесь начнут расти как на дрожжах. И скажем, купленная лет пять назад однушка моментально подорожает на пару миллионов. Очень выгодно.


Правда, анализ рынка говорит об обратном. Уже сегодня цены на жилье в Мурино сравнялись с примерно равноценными (по наличию относительно близкой станции метро) петербургскими Шушарами или Парнасом. И там, и там средняя «вилка» ценников, например, на однокомнатные квартиры - 4,5-6 млн рублей в зависимости от метража и качества ремонта, но никак не от административных границ регионов. Кстати, в Кудрово Ленинградской области стоимость жилья и того выше и уже вполне конкурирует с близлежащими Невским и Красногвардейским районами Санкт-Петербурга.

Стремление определенной части жителей Мурино официально именоваться петербуржцами – тоже высосано из пальца. Ни в коей мере не собираемся развешивать ярлыки и делить ленинградцев на приезжих и коренных. Но для тех, кто еще не в курсе, «ленинградец» - звучит не менее гордо, чем «петербуржец». И к слову, не редко старшее поколение ленинградцев\петербуржцев вообще не признает подобное деление и ближе к пенсии перебирается на ПМЖ в Ленинградскую область. Здесь и социальные программы на уровне, и темп жизни не такой суетный, и экология опять-таки.

Ну и самое большое заблуждение, что у Петербурга бюджеты побогаче областных, а значит польются в Мурино финансовые реки, и будет здесь город-сад.

Все это очень напоминает «бородатый» анекдот про слепую девочку, которая думала, что родители пользуются ее недугом и во всем ее обделяют. Чтобы показать дочке свою любовь и заботу наварили ей тазик пельменей, мол, ничего для тебя не жалко. Пощупала девочка, призадумалась и обиженно резюмировала: «Я представляю, сколько вы себе пельменей наварили».

И Питер, и Ленобласть сегодня строятся, развиваются. Каждый своим путем, своими темпами, со своими бюджетами и приоритетами.

Но с большой долей вероятности можно предположить, что в случае административно-территориально передела, строительство школ и детских садов в Мурино как минимум ощутимо замедлится, если не приостановится.

Потому что в Ленобласти новые социальные объекты у застройщиков выкупают. А в Петербурге они передаются городу безвозмездно. И это, конечно, невыгодно строительным кампаниями, которые любыми правдами и неправдами будут пытаться сбросить с себя бремя бесплатного социального строительства.

Конечно, оба региона строят соцобъекты и за счет бюджетных средств. Но для сравнения, в Петербурге при численности населения в 5,5 млн и соответствующих потребностях строится в среднем 14 школ в год. В Ленобласти при населении в 1,9 млн и потребностях в три раза меньше, чем в северной столице, за год строится 12 школ.


При этом в Питере своих нуждающихся в социалке районов хватает, так что, с учетом уже сверстанных на несколько лет вперед городских программ, вряд ли Мурино в обозримом будущем стоит рассчитывать на какое-то особое внимание.

Похожая картина по строительству и ремонту дорог. Вряд ли строительство очередной развязки в Мурино окажется важнее Пискаревского проспекта, который власти Санкт-Петербурга называют приоритетным. Ремонт и содержание дорог в историческом центре Петербурга был, есть и будет на первом месте. А финансирование «периферии» традиционно - по остаточному принципу.


Аналогично и по другим сферам. Вплоть до диалога населения и власти. Губернатор Ленинградской области регулярно приезжает во Всеволожский район, как и в любые другие районы. Встречается с жителями, общается, отвечает на вопросы. Присылает профильных членов правительства и председателей комитетов. На личной странице губернатора Александра Дрозденко диалог с населением ведется в режиме 24\7. Спрашивайте, критикуйте, предлагайте, ругайте, выплескивайте эмоции.


В Петербурге такого нет. И мы ни в коей мере не беремся сравнивать систему взаимодействия власти и населения в Питере и Ленобласти. Она просто разная.

Но как раньше, как привыкли те же муринские активисты, после присоединения к Питеру, если оно вдруг свершится, больше не будет. И это, конечно, тоже стоит учитывать.

Фарш невозможно провернуть назад

Можно приводить бессчетное количество аргументов «За» или «Против». В любом случае, нельзя решать, что будет лучше для Мурино, из кабинетов Смольного или Суворовского. Местным жителям виднее. Пусть они и решают, продвигать идею локального сепаратизма или остаться в семье ленинградской. Но решают реальным большинством, а не крикливой кучкой активистов и политических провокаторов.

И главное, нужно понимать, что цена ошибки может быть слишком высока. Особенно если, вполне объективно окажется, что хотели как лучше, а получилось как всегда. И подобные решения в масштабах административно-территориальной реформы сразу в двух субъектах откатить назад будет практически невозможно.

И кого, в случае чего, назначать виноватым за «несбычу мечт»?

Правительство Петербурга? Так там вполне логично ответят, мол, сами же требовали, петиции писали. А мы что? Мы сиротку приютили.

Правительство Ленобласти? Зачем отдали? Так насильно мил не будешь.А крепостное право еще в 19 веке отменили.

Политические популисты вроде Валерия Шинкаренко («Родина») и Вадима Будеева («КПРФ»)? Так они тут вроде как в роли «гласа народа» выступают. Услышали призывы отдельных избирателей, поддержали, понесли в массы.

lentv24.ru

Вот только пена хайпа рано или поздно спадет, останется суровая объективная реальность в одном отдельно взятом Мурино. Какой она будет? Петербургской или ленинградской?

А это вы у коммуниста Будеева спросите. Не даром же в народе говорят, кто последний, тот и папа. Да и слово не воробей, знаете ли….

Александр Телегин

Фото: Валентин Илюшин\Online47

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KKSYZ
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KCiuw