Транспортная революция, или Как в Волховском районе жители узнали, что такое комфортные перевозки

Фото: Пресс-служба администрации Волховского района

В самом Волхове перемены уже очевидны, в перспективе – транспортная реформа по всему Волховскому району.

Ещё несколько лет назад от жителей Волхова и Волховского района можно было услышать множество жалоб на транспортное сообщение. Недовольство вызывало и долгое ожидание, и нерегулярность рейсов, и сами автобусы, состояние которых, мягко говоря, оставляло желать лучшего.

В прошлом году в Волхове, можно сказать, началась транспортная революция. В городе сменили муниципального перевозчика. Услуги начала оказывать новая компания. Всё изменилось в лучшую сторону, но работы ещё достаточно, ведь в районе – другая ситуация. Возможны ли качественные перевозки – вопрос, который напрямую связан с выделяемыми субсидиями.

Быть или не быть комфортным перевозкам

Долгое время в Ленинградской области действовала организационная модель, основанная на самоокупаемости перевозчиков. Она сильно тормозила повышение качества транспортных услуг, ведь перевозчик выполнял одновременно и прибыльные и убыточные маршруты.

До конца декабря 2020 года регулярными перевозками по муниципальным маршрутам в Волховском районе занималось предприятие «Волховавтосервис» (далее – МУП), а за городские перевозки отвечало МУПАТП МО г. Волхов. Оба перевозчика работали в убыток, в общем итоге долг составлял более 20 млн рублей.

Старые автобусы, выполняющие рейсы в Волховском районе

Старые автобусы, выполняющие рейсы в Волховском районе

По району жителей перевозили всего 16 автобусов. Обновление автотранспортных средств практически не осуществлялось, а состояние транспорта не соответствовало техническим требованиям. Если вдруг что-то ломалось, то рейсы резко «редели».

Чуть лучше была ситуация в городе, но и здесь свои нюансы. На балансовом учете МУПАТП в 2014 году общее количество автобусов составляло 28 единиц. К январю 2020 года в связи с износом были утилизированы сразу 14 транспортных средств.

Именно пандемия коронавируса обнажила минусы перекрестного субсидирования. Пассажиропоток резко упал, как и выручка, поэтому региону пришлось выделять компаниям субсидии даже на топливо. В Волховском районе ситуация только обострилась.

Так выглядел салон в старых автобусах

Так выглядел салон в старых автобусах

Компания-перевозчик перешла на новый график работы – движение автобусов по городским маршрутам шло с увеличенным временным интервалом. И без того убыточное предприятие понесло дополнительные расходы, которые увеличились на 70%. Без дополнительного финансирования оказывать перевозки было невозможно.

Ушла эпоха «Икарусов» и «гармошек»

Убыточность работы предприятий отразилась на качестве самих перевозок. Вскрылся самый разнообразный набор проблем: от ветхого транспорта до нерегулярности выполняемых рейсов. Ведь порой автобусы просто не приезжали, людям приходилось стоять на остановках часами.

Всё это привело к тому, что с июля 2020 года пассажирскими перевозками в городе начала заниматься новая компания. Сначала был временный контракт, но сейчас заключён пятилетний. И жители с приходом нового перевозчика наконец-то узнали, что такое комфортный транспорт.

«Главное изменение – автобусные перевозки стали регулярными. Раньше могла сложиться такая ситуация, что автобус просто не выходил в рейс, а пассажиры об этом уже узнавали по факту, когда ждали транспорт. Второе важное изменение – новые автобусы. Раньше использовались «Икарусы», «Скания», которые прекратили свою эксплуатацию в Европе и были привезены к нам в 90-х годах. В среднем возраст транспорта был около 25 лет. Соответственно, качество пассажирских перевозок оставляло желать лучшего», – рассказал Online47 глава администрации Волховского района Алексей Брицун.

В Ленобласти намерены постепенно реформировать общественный транспорт. Поможет в этом цифровизация. Сбор данных по удобству, комфорту перевозок и пассажиропотоку позволит оценить объёмы требуемого финансирования.

«Икарусы» и «гармошки»

«Икарусы» и «гармошки»

Поэтому, как и по всей области, в Волховском районе внимание уделяют именно этому вопросу. Активно в Волхове ведётся работа по созданию «умных» остановок – в настоящий момент работают два таких павильона. Жители могут отслеживать время прибытия транспорта на экране, также на остановочных пунктах предусмотрена тревожная кнопка.

Кроме того, в городе в полном объёме работает сервис «Умный транспорт», где можно отслеживать движение автобусов по маршрутам в онлайн-режиме. Приложение также синхронизируется с «умными» остановками, которых в перспективе станет больше.

И пусть современные остановки с цифровыми экранами стали появляться в Волховском районе позже, чем в том же Всеволожском и Гатчинском районах, но перспектива намечена – сначала увеличится количество «умных» остановок в Волхове, а потом и во всём районе. Ждать автобус в станет не только удобно, но и максимально безопасно.

В городе – решено, по району – ещё есть вопросы

О том, что городской транспорт начал оправдывать своё название, стало понятно ещё летом прошлого года. Жалобы в местную и районные администрации прекратились. Рейсы стали регулярными и чётко по расписанию, сам транспорт стал безопасным. Были даже установлены… валидаторы [устройства, предназначенные для проездных билетов. – прим.ред.]. Такой роскоши старые «Икарусы» себе позволить не могли.

«Сейчас ходят автобусы, которые безопасны. Они комфортабельные, появилась возможность оплачивать банковскими картами. И самое главное, несмотря на споры по поводу самого расписания автобуса, рейсы идут чётко. Сразу понимаешь, что пассажир приедет туда, куда надо, и когда надо», – добавил Алексей Брицун.

Навели порядок и внутри транспортной системы: на старом предприятии отношения с персоналом выстраивались иначе. По факту в штате было лишь несколько человек. Сегодня же в соответствии с законом транспортного обслуживания все работники должны быть в штате и иметь законные трудовые отношения с работодателем. Сотрудникам, которые были уволены с прежнего предприятия, предложили перейти на работу в новую компанию. Многие так и сделали.

Новые автобусы в Волхове – удобные и комфортные

Новые автобусы в Волхове – удобные и комфортные

На конкурсной основе

На повестке дня, конечно, всё ещё остаётся вопрос убыточности пассажирских перевозок. Идёт обсуждение дополнительных субсидий, которые направляются из районного бюджета. Без них транспорт просто не оправдывает свои расходы.

«Раньше автобусы выходили в рейсы без дополнительных субсидий, но сейчас – нет. Сегодня мы выделяем субсидию за счёт областного бюджета, за счёт средств, выделенных из резервного фонда губернатора Ленинградской области», – отметил глава Волховской администрации.

Безусловно, ещё один важный вопрос, который предстоит решить в ближайшее время, – наладить безопасное транспортное сообщение по всему Волховскому району. До 31 декабря 2021 года с компанией «Пальмира» был заключён временный договор. До этого времени, как признался Алексей Брицун, нужно доказать необходимость привлечения субсидий.

В начале 2022 года будет объявлен новый конкурс на организацию автобусных перевозок в Волховском районе. Нужно рассчитать НМЦК [предельное (максимальное) значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки. – прим. ред.] для заключения долгосрочного контракта, а для этого – понимать протяжённость маршрутов, стоимость топлива и пассажиропоток.

«Исходя из этого рассчитывается начальная (максимальная) цена контракта. С ней мы объявляем конкурс, на который может заявиться любая компания. Тот, кто предложит лучшие условия, тот и будет осуществлять перевозки. И здесь не важно, какая это будет именно компания, главное, чтобы было безопасно и комфортно, – подытожил Алексей Брицун. – У нас уже был конкурс, на который никто не заявился, но это было на старых условиях, то есть без субсидий. Ни для какой из компаний это тогда не было выгодно. Но сейчас должна сложиться другая ситуация».

Приоритетная задача для местной администрации – найти хорошего перевозчика, обновить автопарк и обеспечить комфортную перевозку. Да, дело не быстрое, но почему-то кажется, что у властей и жителей Волховского района это сделать получится.

Ксения Бондаренко

Фото: Пресс-служба администрации Волховского района

Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KKSYZ
Социальная реклама
Комитет по печати Ленинградской области
ИНН: 7842378830
Erid:LjN8KCiuw