Людмила Нещадим: Одними выплатами мы не решим социальных проблем

Людмила Нещадим: Одними выплатами мы не решим социальных проблем

Глава Комитета по социальной защите населения Ленобласти Людмила Нещадим — человек, не питающий иллюзий. Она искренне признается в несовершенстве ряда механизмов социальной поддержки, действующих в Ленобласти. Но при этом полна энергии и идей о том, как модернизировать систему и более эффективно помогать нуждающимся.

- В Ленобласти 2015 год был объявлен Годом старшего поколения. Правительство 47-го региона проиндексировало социальные выплаты для пенсионеров. Кроме того, для них установлены новые льготы. Какую из мер поддержки, по Вашему мнению, можно назвать наиболее эффективной?

- Очень важным шагом стало решение губернатора об индексации всех социальных выплат. На протяжении ряда лет  региональные выплаты не индексировались. Сейчас законом об областном бюджете предусматривается ежегодная индексация всех региональных выплат. Все остальные законы, безусловно, тоже очень важны. Например, речь идет о дополнительных мерах социальной поддержки жертв политических репрессий.

Еще один очень актуальный для жителей    Ленобласти закон, принятый в этом году, - это закон «О региональном перечне средств технической реабилитации». Такой инициативы в регионе еще не было. Сейчас он уже реализуется, и мы надеемся обеспечить нуждающихся в помощи детей до конца этого года дорогостоящими техническими средствами — вертикализаторами.

Год был насыщен разными событиям, это год 70-летия Великой победы, было проведено более 900 мероприятий по обследованию социально-бытовых условий проживания ветеранов.
 Итогом стала разработка это разработка региональной стратегии в отношении жителей региона старшего возраста. Она широко обсуждалась и в Общественной палате региона, и на Общественном совете в правительстве Ленобласти.  До конца года концепция, которая сейчас находится на этапе согласования, будет утверждена.

Соисполнителями этой стратегии будет региональный Комитет по здравоохранению, Комитет по труду и занятости и другие. Основной критерий реализации этой стратегии — это увеличение продолжительности жизни, возможность трудоустройства, увеличение дохода пенсионеров, а конечная цель — создание условий для долгой и активной жизни старшего поколения. Эти люди — наш огромный потенциал, который мы сегодня не используем: многие из тех, кто находится сейчас на пенсии, — активные люди, готовые и дальше работать на благо Ленобласти.

Еще один важный итог Года старшего поколения — начало становления службы гериатрической помощи. Мы подготовили концепцию ее развития, завершаем ремонт в Глажево, где будет открыт первый  гериатрический центр региона, который в будущем станет методологическим центром гериатрической помощи.

- Как продвигается программа реновации социальных учреждений?

- На программу ремонта интернатов на 2016 год в бюджете Ленобласти заложено 180 млн рублей. Это те плановые ремонтные работы, которые определены по каждому учреждению. Я сама очень часто бываю в социальных учреждениях и представляю, что там нужно делать, начиная от подвала и заканчивая верхними этажами и коммуникациями.

Программа, которую мы сейчас составляем, ориентирована на поддержание в надлежащем состоянии материально-технической базы наших учреждений. Она нацелена на создание комфортного и качественного проживания граждан, на приобретение современного оборудования, включая технические средства по уходу. Это целый комплекс мер, который позволит нам выйти на другой уровень предоставления услуг в стационарных учреждениях, и его главная задача —  ликвидация очередей в них. На сегодня  в очереди состоят 250 человек, причем 190 из них ожидают размещения в психоневрологических интернатах. Как правило, эти люди находятся в семьях либо на паллиативных койках в больницах.

Мы внимательно проанализировали, кто обращается в соцуреждения и почему. Теперь нам нужно ориентировать учреждения на более узкую специализацию, то есть на открытие спецотделений в составе уже действующих учреждений. Это большая комплексная программа, состоящая как из первоочередных мероприятий, так из мер, рассчитанных на более длительную перспективу.

- Как решается проблема с интеграцией инвалидов в социум и их трудоустройством?

- Это важный вопрос. Он включает в себя обеспечение доступной среды во всем регионе, включая все объекты и все услуги, которыми пользуются люди с ограничением способностей. Я имею в виду одноименную госпрограмму, которая реализуется в Ленобласти с 2011 года.

К сожалению, в регионе пока нет системного подхода в решении этого вопросы, и мы в самом начале большого пути. Уже подготовилен проект постановления правительства Ленобласти — он будет регламентировать деятельность и органов исполнительной власти субъекта, и местного самоуправления, и негосударственных структур. Отмечу, с обязательной долей ответственности органов исполнительной власти и МСУ. Вообще, сегодня те мероприятия, которые мы проводим, не носят системный характер. Наша задача — соответствовать «дорожной карте», которую мы разработали в рамках реализации 419-ФЗ. Мы должны достичь 100-процентную доступность и объектов, и услуг для инвалидов всех категорий

К слову, мы будем вносить в «дорожную карту» изменения, в том числе по срокам реализации. Сейчас она разработана до 2020 года, менять будем, как минимум, до 2030-го. В этот период все сферы жизнедеятельности должны быть адаптированы к тому, чтобы в том числе и люди с ограничениями жизнедеятельности могли получать все услуги. Очень надеюсь, что тот регламент взаимодействия, который мы выстроим, будет способствовать более динамичному и комплексному подходу, причем с персональной ответственностью руководителей.

Что касается трудоустройства — это также комплекс мероприятий. Только одним открытым многофункциональным центром во Всеволожском районе эту задачу мы не решим. Должны быть комплексные подходы и по линии Комитета по труду и занятости. Сейчас работает ряд программ, но нужно внимательно анализировать, насколько они действенны.

По итогам 9 месяцев 2015 года в центр занятости обратилось более 1200 жителей Ленобласти, имеющих инвалидность. Каждый второй получил работу. Всего из более чем 157 тыс. жителей с инвалидностью в трудоспособном возрасте находятся порядка 33 тыс. Цифры говорят за себя. Сделать предстоит очень многое.

Очень важно подготовить к самостоятельной жизни именно молодых инвалидов. Нужно прежде всего создать условия для домашнего проживания, чтобы они могли адаптироваться в социуме, могли сами себя обслуживать и зарабатывать, а не только жить на социальное пособие. Мультицентр — это еще один шаг к решению этой задачи.

- Иногда складывается ощущение, что владельцы магазинов или руководители учреждений сами не понимают, чего от них хотят, когда требуют обеспечить доступную среду. Отсюда и неудобные пандусы, на которые потом жалуются инвалиды. Кроме того, часто одними пандусами  все и ограничивается. Нет ли идеи разработать единый регламент с ГОСТами по созданию доступной среды?

- Конечно, все мероприятия по обеспечению доступной среды, должны соответствовать СНиПам и конкретным стандартам.
В том постановлении, о котором я говорила, будет отдельное направление. Оомплекс адаптации должен включать минимальный набор средств адаптации, ориентированный на все категории граждан-инвалидов: колясочников, инвалидов по слуху и по зрению.

Еще одна важная задача — это обучение специалистов во всех органах власти. Нам необходимы специалисты, которые абсолютно понимают эту тему (адаптации — прим. Online47.ru). Те, кто готов комплексно и профессионально решать эти задачи.
Сейчас у нас на выходе постановление, которое предполагает комплекс мероприятий по обучению таких специалистов. Во всех сферах деятельности и в органах исполнительной власти —  будут подготовлены  такие специалисты.

- Почти на каждом заседании областного парламента в повестке есть социальные законопроекты. Зачастую это поправки в уже существующие законы.  Чем вызвана такая активная доработка законов?

- Коррективы вносит сама жизнь. У нас очень объемное законодательство в сфере социальной защиты — это более 90 законов, предусматривающих выплаты или меры соцподдержки. И каждый ориентирован на ту или иную категорию получателей. Плюс ко всему, появляются какие-то федеральные решения — в соответствии с ними нужно приводить наше законодательство. Кроме того, появляются новые подходы и в регионе. Например, очень много новых мер принято для поддержки многодетных семей. Это, безусловно, влияет и на увеличение числа многодетных семей. Если в конце 2014 года их было 8,1 тыс, то на конец 2015-го  — это уже более 9,3 тыс. многодетных семей. Также появляются новые категории льготников. Например, в этом году был принят закон о дополнительной поддержке граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 годы, — так называемые «дети войны». Это название, я, правда, не очень люблю.

Что очень важно: законы, принятые в 2015 году, носят адресный характер. Они направлены на поддержку людей, которые объективно в этом нуждаются.

- Что сделано для того, чтобы переход на систему адресной помощи не осложнил льготникам путь к получению поддержки?

- Переход к адресному оказанию мер социальной поддержки по критерию нуждаемости мы реализуем с 2014 года. Он должен быть абсолютно взвешенным и выверенным. Мы не можем себе позволить ухудшить положение жителей Ленобласти. Понятно, что получать поддержку должны  те, кто по объективным жизненным обстоятельства нуждается в этом.

Какие будут подходы, мы поговорим в 2016 году. Сейчас по поручению губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, рабочая группа трудится над созданием Социального кодекса, который позволит нам структурировать все региональное законодательство по категориям и найти единые подходы к определению критерия нуждаемости. Это может быть кратная величина прожиточного минимума или величина среднедушевого дохода. Над этим сейчас активно работаем. Полагаю, что в апреле мы выйдем на заседание правительства с уже отработанным и согласованным документом. Он будет широко обсуждаться всеми заинтересованными кругами. Мы также будем привлекать общественность, внешние экспертные группы.

В любом случае, это —  веяние времени. В Ленобласти не стоит задача сокращения объема бюджетных средств на все выплаты, у нас есть цель - сделать помощь более эффективной, чтобы она влияла и на уровень доходов и на качество жизни людей, которые в такой помощи нуждаются. Это касается и пожилых людей, и семей с детьми.

Если государство помогает, мы должны понимать, что помогает оно эффективно.

- Следующий год в Ленобласти будет посвящен семье. Что планируется сделать?

- Общий план мероприятий на Год семьи будет утвержден губернатором. Сейчас все органы исполнительной власти и соисполнители готовят свои предложения. Также будет работать межведомственная группа и оргкомитет по проведению года семьи.

Самым главным должно быть качество жизни семей с детьми: от момента создания семьи до рождения первого и последующих детей. Важно, чтобы в каждом районе Ленобласти был создан тот минимальный социальный стандарт, о котором говорит губернатор, — то есть необходимое количество школ, садиков, социальных и культурных учреждений, транспортная доступность. Еще возможность достойного трудоустройства, чтобы каждая семья могла сама заработать достаточно для своей качественной жизни.

Регион должен помогать очень точечно. Для нас важно создать комплекс мер, способствующих рождению первых детей. Анализируя демографическую кривую в Ленобласти, мы понимаем, что у нас есть провал по рождению первых детей: в регионе наблюдается увлечение рождаемости за счет вторых и третьих детей в семье. Так, мы уже подготовили предложения об увеличении единовременной выплаты на первого ребенка, которая не менялась с 2011 года и сегодня составляет 20 тыс. рублей.

Дальнейшая поддержка многодетных семей — обеспечение транспортом семей с 7 и более детьми, улучшение жилищных условий. Несмотря на то, что работает ряд и федеральных, и  региональных мер, тема остается очень актуальной. 23 декабря на заседании Законодательного собрания будет рассматриваться очередной законопроект о поддержке малообеспеченных семей с детьми в части выплаты компенсаций за арендное жилье, если семья признана нуждающейся   в улучшении жилищных условий. Эти меры должны совершенствоваться и дальше. Но все должно работать в комплексе, одними выплатами мы не решим актуальных задач — качества проживания семей с детьми в Ленобласти.

- Здесь, наверное, уместно говорить о поощрении жителей к самозанятости, к созданию собственного бизнеса, который даст рабочие места еще нескольким людям. Ведь в некоторых поселениях Ленобласти объективно негде работать...

- Да, современная история говорит о необходимости развития малого и среднего предпринимательства. Здесь нужно внимательнее смотреть, насколько эффективны те мероприятия, которые сегодня реализуются.

С 2013 года в Ленобласти практикуется такая мера как социальный контракт. Он предусматривает ответственность гражданина за выход семьи из трудной ситуации. Гражданин обращается в органы соцзащиты, формирует бизнес-план и получает из регионального бюджета безвозвратные средства. Сегодня сумма составляет порядка 59 тыс. Но пока эта мера господдержки не очень эффективно используется. Мы анализируем, почему так происходит.

В первую очередь, сам гражданин должен быть мотивирован на активную гражданскую позицию и желание работать. А государство должно на каком-то этапе помочь. Но нести все бремя ответственности за каждого гражданина — не совсем правильно.

Нужно выстроить эффективную рабочую систему, которая мотивировала бы людей самих на активную жизнь, а не на потребительское отношение к жизни и государству. И чтобы мы имели возможность в рамках законодательства реально помогать каждому конкретному человеку.

Беседовала Анастасия Лаптенок

Loading...
  11:29 | 21.04.2017

Передача театра "На Литейном": мотор заглох

Разговоры о переходе театра "На Литейном", который расположен в самом центре Петербурга, в двух шагах от Невского и Фонтанки, из подчинения Ленобласти городу ведутся уже несколько лет. Но серьезных подвижек в ситуации пока не наблюдается, сообщает корреспондент Online47.ru.

  19:20 | 20.04.2017

Концессию на теплосети Ленобласть поддержит субсидиями

Компания "Газпром теплоэнерго" готова участвовать в конкурсе на участие в концессии на реконструкцию теплосетей в Ивангороде и Бокситогорске при условии, что правительство Ленобласти выступит гарантом возврата инвестиций со стороны муниципалов, сообщает корреспондент Online47.ru.

Опрос
Какого наказания заслуживает, на Ваш взгляд, водитель, сбивший ребенка и поставивший его на колени в "воспитательных целях"?

Архив опросов