09 ноября 2016

Аэропорт в режиме ожидания

Идея создать свой бюджетный аэропорт для лоукост-перевозок в районе поселка Сиверский на базе военного аэродрома обсуждается уже давно. Пока план по строительству нового объекта не идеален. Мешает партнерское соглашение правительства 47-го региона с правительством Петербурга в сфере авиационной деятельности, которое запрещает строительство альтернативной воздушной гавани в радиусе 400 км от аэропорта "Пулково". Чтобы избавиться от этого препятствия, губернатор Ленобласти решил приостановить партнерство, но, как оказалось, просто отказаться нельзя.

Чтобы прийти к какому-то заключению, должны договориться не только Петербург и Ленинградская область, но и антимонопольный орган, курирующий соглашение, и министерство обороны РФ. Ну а до тех пор, пока стороны не примут единогласного решения, говорить о собственном аэропорте для 47-го региона нельзя.

Тема авиационного сообщения на базе47-го региона была поднята и на III ежегодной конференции "Транспортная инфраструктура Петербурга и Ленинградской области". Так, по словам заместителя министра транспорта РФ Николая Асаула, пока решающее слово остается за Петербургом. Он так и сказал: "Правильнее этот вопрос задать правительству Петербурга. Я не оговорился, это же совместное соглашение города и области о развитии авиации на территории двух субъектов. И городу нужно дать время для осмысления этой ситуации".

Асаул подчеркнул, что проект может получить "зеленый свет" только в том случае, если стороны договорятся. Минтранс РФ подключится к вопросу только по итогам переговоров.

"В целом пока наверно преждевременно говорить о сценарии развития полноформатного регулярного аэропорта международного сообщения для Ленинградской области, - говорит Асаул. - Я так понимаю, что регион инициирует создание некоего регионального аэропорта для малой авиации, в том числе и для заказных, чартерных перевозок. Но, повторюсь, это вопрос взаимодействия двух субъектов. Если соглашение было заключено, оно должно соблюдаться. Если обе стороны договорятся об изменении условий этого соглашения, они в праве это сделать, но все-таки здесь должны вестись полноформатные двухсторонние переговоры".

Заместитель председателя правительства Ленинградской области Михаил Москвин лишь добавил, что вопрос сейчас находится не только на рассмотрении двух регионов, но и двух ведомств - антимонопольной службы, которая рассматривает данное соглашение, и Министерства обороны России, которое рассматривает вопрос передачи земель в ведение Ленинградской областьи.

"Пока не будет ответов из этих двух ведомств и пока Петербург и Ленинградская область не придут к соглашению, о котором говорил Николай Анатольевич, говорить о развитии данного аэропорта преждевременно", - пояснил Москвин.

Напомним, еще в 2014 году власти Ленобласти и Петербурга заявили о планах частного инвестора построить бюджетный аэропорт для лоукост-перевозок в районе поселка Сиверский на базе военного аэродрома. Предполагается, что партнером регионального правительства станет Минобороны РФ. На протяжении двух лет к этой теме неоднократно возвращались, однако одним из препонов служил указанный договор, согласно которому в радиусе 400 км строительство альтернативной воздушной гавани запрещено.

Ранее губернатор Ленобласти Александр Дрозденко говорил, что аэропорт Сиверский не будет конкурентом Пулково. "Это частная авиация, грузовые перевозки, перевозки специальных грузов, и, конечно, лоукостеры. Ведь по своим условиям и себестоимости на обработку пассажирочаса Пулково не может сделать дешевые рейсы - например, как Лаппеенранта - Будапешт за 50 евро. Потому что сами сборы аэропорта и инфраструктура рассчитаны на среднестатистического пассажира. Мы же хотим из этой средней статистики забрать самого бюджетного пассажира. И потом, мы же не сами это реализуем, а с Министерством обороны", - пояснил Дрозденко.

Что касается соглашения о ГЧП, губернатор отмечал - в этом документе прямых обязательств Ленинградской области нет. Дрозденко также говорил, что уже сейчас по аэропорту есть предварительные рассчеты и две компании, которые готовы участвовать в этом проекте. Однако назвать потенциальных инвесторов в правительстве региона до сих пор отказываются.

В октябре губернатор Дрозденко подписал соглашение с "Добровольным обществом содействия армии, авиации и флоту России" (ДОСААФ). Тогда он подчеркнул, что предстоит разговор с Министерством транспорта о необходимости развития этого проекта. Создание технической базы по линии ДОСААФ будет реализовано на бюджетные средства, а развитие аэропорта под иные цели будет идти по пути концессионного соглашения. Губернатор 47-го региона не уточнил планируемые вложения, но отметил, что проект не влияет ни на экологическое состояние, ни на градостроительные соглашения с Петербургом.

Напомним, Сиверский - военный аэродром, построенный в 1937 году в Гатчинском районе Ленобласти. Изначально имел грунтовое покрытие и был предназначен для эксплуатации истребителей и истребителей-бомбардировщиков. В 1977 году была построена запасная взлетно-посадочная полоса с искусственным покрытием. В 2014 году правительство Ленобласти начало разработку вопроса передачи в собственность региону аэродромов Минобороны, в том числе Сиверского.

Кстати, "Онлайн47.ру" проводило опрос среди своих читателей в течение двух недель. 118 человек, то есть большинство опрошенных, полагают, что соглашение о развитии аэропорта Сиверский, подписанное 47-м регионом с ДОСААФ, позволит обновленной воздушной гавани встать в один ряд с небольшими аэропортами Эстонии и Финляндии.

Алла Бортникова

Фото: Валентин Илюшин

Далее