27 января, 15:00

Дирижёр оркестра "Метелица": России есть, что показать, кроме матрёшки, ушанки и водки

Паганини на баяне, Вивальди на домре, с лёгкостью играющий на банджо балалаечник — музыканты оркестра народных инструментов "Метелица" не боятся экспериментов. Народные инструменты в случае с "Метелицей" — это не привычное звучание русских балалаек и гармошки, не надоевшая "Калинка", а нестандартные приёмы, неожиданные жанры и восторженное удивление зрителей. Руководитель оркестра и дирижёр Игорь Тонин рассказал Online47 о том, почему он любит Ленинградскую область, как "Метелица" выступала во время торнадо и что коллектив играет заключённым в колониях.

Мультиинструменталисты

"У меня инструментов больше, чем самих музыкантов, потому что многие из них владеют несколькими инструментами. Например, музыкант, играющий на балалайке-альт, может исполнить на банджо, гитаре и саксофоне. Артист, играющий на балалайке-секунде, может сыграть на контрабасе", - так начинает рассказ о своём коллективе дирижёр. 

Почти 30 лет назад он вместе с консилиумом консерваторских преподавателей отбирал участников в новый оркестр народных инструментов. Три первых публичных концерта коллектив дал в 1989 году в Тихвине: на заводе, на городской площади и в доме культуры. "Мы поехали с ночёвкой на уазике, жили в каком-то общежитии, играли два дня", - вспоминает Игорь Тонин.

Сегодня он с гордостью говорит о том, что все музыканты "Метелицы" — универсальны: они могут солировать, а могут быть и частью оркестра. А ещё почти все — лауреаты международных конкурсов. 

- Здесь у меня лишних людей нет. У меня оркестр нового типа — оркестр солистов. Важно уметь себя психологически перестроить: сначала ты оркестровый музыкант, а на следующий номер тебя объявляют и ты уже солист, уже тебе подчиняются остальные инструменты, с дирижером контакт. В этом плане ребята у меня уникальны, - рассказывает Тонин. 

Эсперанто музыки

"Метелица" даёт около ста концертов в год. "Мы катаемся до самых окраин Ленобласти, география обширная. Ездим и за границу: например, по приглашению проживающих за рубежом соотечественников. Нас там очень любят, даже узнают на улице. Рига, Таллин, Вильнюс — это большие города, а есть и поменьше — Висагинас, Елгава, Силламяэ — там живёт очень много наших людей", - объясняет дирижёр.

Тепло принимала "Метелицу" и публика в Страсбурге, куда оркестр приезжал вместе с региональной администрацией на дни Ленинградской области. Там музыканты исполнили микс из классической музыки и русской народной.

 - Наша национальная культура — это очень большая часть мировой культуры. Об этом забывать нельзя, этим нужно гордиться и это нужно постоянно показывать. Куда бы мы ни приехали, а были мы во многих странах, везде мы показывали высокую культуру: и исполнительскую, и собственную. Нам говорили: "Ой, скандинавы никогда не аплодируют". Неправда, после первой же вещи! А в Страсбурге первой делегацией, которая стала стоя аплодировать, была делегация Израиля. Потому что искусство — это эсперанто, которое понимают сердцем, - считает дирижёр.

Выступления в Страсбурге проходили в Церкви святого Фомы. В ней несколько раз давал концерты Моцарт и теперь клавиатура этого органа выставлена в соборе как музейный экспонат. Сейчас церковь больше используется как концертный зал. "Метелица" выступала здесь вместе с хором Alma mater и ансамблем танца "Радуга" Областного колледжа культуры и искусства.

Начали выступление со своеобразного "гимна" - "Сказа о земле русской", а продолжили классическими произведениями Вивальди, Баха, Паганини. Почему нет? Я считаю, что нам есть, что показать, кроме матрёшки, шапки-ушанки, икры и водки. В первую очередь, это наше инструментальное творчество. Оно уже вошло в мировые анналы, это уже академическое искусство. И инструменты наши уже другие, они - оркестровые. Да и делаются балалайки из тех же материалов, что и скрипки, - говорит Игорь Тонин.

Дирижёр рассказал и о других запомнившихся зарубежных гастролях. В 1994 году, во время выступления в американском штате Канзас разразился настоящий ураган. Ветром сорвало крышу стадиона, где проходил концерт, начался ливень, над сценой начали лопаться софиты, потому что в них попадала вода.

"Мы доработали весь концерт: в конце концов просто перешли вместе с публикой в убежище, микрофоны переставили, - вспоминает Тонин. - У меня артистическая была на четвёртом этаже, и в ней выбило окна. Я пришёл, а у меня второй фрак — просто бери и отжимай".

Сделано в Ленобласти

В Ленинградской области, помимо концертов в местных ДК, выступают музыканты и на сценах под открытым небом. "У нас есть микроавтобус, на нём в Ленобласть выезжает техническая группа: монтировщики, звукорежиссёр, костюмер, механик. А для оркестра заказываем отдельный транспорт", - рассказывает руководитель.

"Метелицу" часто зовут в область на празднование дней городов. В прошлом году оркестр попробовал себя в совсем необычной форме: в Тихвине под аккомпанимент ансамбля прошло файер-шоу.

"Приходилось выступать и в местах не столь отдалённых. В колониях даём пасхальные концерты каждый год, после них организуют молебны", - говорит руководитель оркестра.  

При той мировой известности, которую завоевал коллектив, Игорь Тонин называет "Метелицу" на сто процентов областным: "Оркестр давно уже шагнул за пределы Ленинградской области, тем не менее все знают, что мы — ленинградский оркестр. Я точно могу сказать, что на сегодняшний день мы в пятёрке лучших народных оркестров России. У нас любой концерт — выездной, каждый концерт даём буквально с колёс. Конечно, порой тяжело — иногда по 6-7 часов в дороге. Приезжаешь, передохнёшь и играешь два отделения. А потом опять 6-7 часов".

Зрители из глубинки

- В Ленобласти публика прекрасная. Не было ни одного концерта, чтобы люди ушли недовольными или расстроенными. Кто-то задумывается, кто-то переполнен радостью, слёзы на глазах. Подходят, говорят: "Мы-то думали, что народные инструменты никому не интересны, а вы такие молодые". Бабушки-дедушки с внуками рассказывают: "Обычно они и пяти минут не усидят, а тут весь концерт смотрели - наблюдали, как играют, дирижируют, солируют". Я всем говорю после концертов: "У вас в районе есть музыкальные школы. Приходите, учитесь", - рассказывает о зрителях Игорь Тонин.

Жители Тихвина, Пикалёво, Кингисеппа, Соснового Бора, Всеволожска, Выборга хорошо знают "Метелицу". В прошлом году оркестр выступал в деревне Сомино Бокситогорского района и музыканты до сих пор помнят людей, с которыми работали.

"Мне очень нравятся совместные концерты с местными артистами. Там настолько интересные люди, настолько живые! Они хотят интересно жить и они живут. Вот мы доехали до них, а они говорят: "Мы тоже умеем и можем вам показать", - делится руководитель.

Не всегда есть возможность съездить и отрепетировать выступление с артистами, живущими в дальних районах. Однако музыканты находят выход из положения: до концерта по телефону оговаривают тональность, количество куплетов, проигрыши в композициях. Часто местные исполнители привносят что-то своё — например, меняют в куплетах слова и поют про свой родной город.

Премьеры-2018

Каждый год "Метелица" обновляет свою программу. В этом году оркестр примет участие в хоровой ассамблее вместе с исполнителями из Alma mater, готовят с певцами из колледжа новую программу "Солнцеворот". Кроме того, оркестр планирует дополнить свой традиционный детский абонемент двумя музыкальными сказками. Первая — детская опера "Золушка", в которой будет задействовано около семи вокалистов. Вторая — "Ёжик в тумане", музыку к которой написала московский композитор Наталья Хонда.

Планируют музыканты создать вторую часть популярной у зрителей программы "Звучала музыка с экрана". Первую подготовили в 2016 году к Году кино в России. Выступление представляло собой видеоинсталляцию, в которой в роли тапёра выступал оркестр народных инструментов. Использовалась музыка как из киноклассики, так и из новинок проката. "Кстати, у нас есть и "Чаплиниана". Причём, с солирующей домрой", - упомянул Тонин.

В феврале "Метелица" примет участие в благотворительном концерте Александро-Невской лавры "Чтобы в храмах забытых затеплились свечи". Обязательно покажет в Ленинградской области программу, посвященную 75-летию Сталинградской битвы. Чуть позже в Волхове музыканты сыграют в рамках фестиваля "Этновесна. А впереди концерты в Латвии, Эстонии и на просторах России: в Волгоградской и Белгородской областях, Краснодарском крае и в Капелле Санкт-Петербурга. 

Фото: "Метелица"