03 февраля, 09:15

Худрук Театра на Васильевском: С Ленобластью у нас семейные отношения

В логотипе Театра на Васильевском кроется некий сюр, признаёт его художественный руководитель Владимир Словохотов. В нём содержится абсолютный петербургский топоним и принадлежность правительству Ленинградской области. Театр с одинаковой отдачей работает как на собственной площадке в Северной столице, так и в городах и сёлах 47 региона. В интервью Online47.ru худрук рассказал о том, зачем труппе нужны гастроли по глубинке и чем зритель в области отличается от городского.

Владимир Словохотов

Ленобласть как семья

Только за 2017-й год труппа театра сыграла 103 спектакля на территории Ленобласти. На них побывали почти 15 тысяч зрителей и больше половины из них — дети. Театр хорошо знают не только в городах, где есть крупные площадки — Киришах, Тихвине, Всеволожске, Выборге. Играют артисты и в ДК, и в школах Ленобласти. В прошлом году спектакли прошли в Форносово, Коммунаре, Кузьмоловском, Ям-Тёсово, Винницах, Первомайском, Ганьково, Буграх, Кингисеппе, Новой и Старой Ладоге, Волхове, Пикалёво, Светогорске, Приозерске.

По словам Владимира Словохотова, не осталось ни одного района, который бы не посетили актёры в 2017 году. План выступлений на этот год расписан на несколько месяцев вперёд.

"С каждым годом площадки модернизируются, вводятся новые дворцы культуры, жизнь не стоит на месте. Мы тоже меняем тактику. У нас есть передвижная сцена и электрическое оборудование, своя мобильная подстанция", - рассказал худрук.

Спектакль "Женитьба"

На балансе театра несколько транспортных средств для гастролей. Так, на один спектакль в Ленобласть выезжает большая команда. "Чтобы вывезти спектакль, нам нужно минимум два вида транспорта: для артистов и декораций. Едут художник по свету, звукооператор, костюмеры, реквизиторы, всегда едут помощники режиссёров, администраторы. Огромное количество людей участвует в маленьком выездном спектакле. В постановке занято четыре человека, а едет 20!", - пояснил Словохотов.

Свои отношения с Ленобластью руководитель называет гармоничными и даже семейными.

Мы живём не гражданским браком с Ленинградской областью, мы полноценные партнёры, - шутит он. - У нас не возникает вопроса, почему нужно куда-то выезжать в семь утра. Попробуйте в каком-нибудь академическом большом театре собрать артистов в семь утра на выездной спектакль. А здесь это норма.

Спектакль "Самодуры"

Любовь к глубинке — это личное

У Владимира Словохотова своё видение той миссии, которую несут театральные выступления в глубинке. Он пропускает всё через себя и свою личную историю.

- Мне было лет шесть, я жил в Красноярском крае, в деревне, в семье сельских учителей. И к нам приехал вот такой же областной театр. Клуб не позволял собрать всех желающих, поэтому подготовили зернохранилище: всё вычистили, помыли. Это было такое мощное событие! Мы, дети, помогали обустраивать, носили воду приехавшим артистам. И я помню это ощущение до сегодняшнего дня — вот этой красоты, этого чуда. Помню запах старого зернохранилища, запах грима и зерна, свет софитов, - вспоминает художественный руководитель.

В этом, он считает, и есть основное предназначение театров, выступающих в Ленобласти — дать новое представление о жизни девочке или мальчику, которые, возможно, после спектакля свяжут свою жизнь с искусством. Ведь самостоятельно приехать в Петербург и сходить в театр дети смогут лишь повзрослев.

Спектакль "Одинокие"

Хорошим стимулом Словохотов считает и то, что в глубинке спектакли доступны практически всем зрителям. Любой парень может пригласить девушку в театр. Кстати, подобную практику худрук ввёл еще тогда, когда труппа только начинала свою работу в здании на Васильевском острове: курсанты с девушками могли на льготных условиях прийти на любое представление.

- Мне говорили: зачем ты это делаешь? А я отвечал: "Ну, что мы выиграем? Билеты у нас копеечные на последнем ряду". Прошли годы, эти ребята закончили академии, женились на своих девушках, нарожали детей, и теперь родители водят их к нам. А недавно ко мне подошёл парень и говорит: "У меня поезд вечером, я не смогу на спектакль прийти. Но можно я пройду в зал, посмотрю?". Оказывается, его родители познакомились в нашем театре, и он хотел посмотреть, где это произошло. Это невозможно придумать, только пережить и понять, - рассказывает Владимир Словохотов.

Трепетные души под панцирем безразличия

Театр не делит постановки на "городские" и "сельские". "Если спектакль хороший, все довольны друг другом — и артисты театра, и зритель. Если спектакль вызывает сомнения, то появляются взаимные претензии", - объясняет худрук.

Спектакль "Глазами клоуна"

Но зритель из глубинки отличается от городского: он доброжелательный, откровенный и открытый. В чём-то его восприятие чище. Поэтому и подходить к выступлениям в глубинке нужно с большой ответственностью.

- Я замечал, что часто за панцирем безразличия, например, у деревенских мужиков кроется бесконечно трогательная и трепетная душа. В деревне нужно быть в чём-то осторожным, потому что у жителей зачастую обострённое чувство гордости. Они понимают, зачем они живут и быстрее находят смысл, - рассуждает Владимир Словохотов.

Пять премьер

Репертуар театра каждый год пополняется пятью новыми постановками. Театр на Васильевском уже начал работу над премьерами-2018 и одной из главных в этом списке будет пьеса Максима Горького "Мещане" в постановке главного режиссёра Владимира Туманова. "В нашем городе её не ставили 50 с лишним лет. Мне кажется, это безумно интересно. Сейчас как раз нужное время", - говорит худрук.

Владимир Туманов также работает над спектаклем "Смех лангусты" о последних днях Сары Бернар. Главный режиссёр камерной сцены Денис Хуснияров репетирует пьесу "Петербург" современного автора Юлии Тупикиной. И обязательно к концу года театр выпустит детскую сказку.

"Мне очень приятно, что в Ленинградской области появился оркестр "Таврический". Это не просто украсило афишу региона, это говорит о высоком культурном уровне. Это очень серьёзный и красивый шаг. Мы общались с руководителем этого оркестра, и у нас есть совместные творческие планы. Но пока я не буду рассказывать подробности", - анонсировал Владимир Словохотов.

Спектакль "Гроза"

Конечно, спектакли предыдущих сезонов по-прежнему остаются в афише. Чтобы попасть на некоторые из них, зрители записываются заранее, раскупают билеты сразу, как только они появляются в кассах. Прочное место в афише театра занимает классика.

- У нас в репертуаре Чехов, Достоевский, Горький, Островский. Не просто так мы поставили "Идиота" или "Грозу" — на эти спектакли не попасть, не купить билеты, и смотрят их отнюдь не только школьники "по программе", а зрители самых разных возрастов, профессий и сословий, - резюмирует художественный руководитель. 

Фото: vk.com/teatrnavo