11 февраля, 08:26

Wind of change или как в Ленобласти появился симфонический оркестр

Оркестр "Таврический" не так давно стал частью культурного сообщества 47-го региона – с лета 2017 года он преобразовался в Симфонический оркестр Ленинградской области. Однако музыканты уже оставили несколько ярких штрихов в музыкальной палитре региона. Например, вместе с жителями отметили день рождения Александра Пушкина уникальной программой в усадьбе Рождествено, а недавно дали концерт на горнолыжном курорте. О том, чем готовится удивить "Таврический" в 2018 году, Online47.ru рассказал художественный руководитель и дирижёр коллектива Михаил Голиков.

Рок, балет и кино

"Таврический" - многожанровый коллектив, симфонический оркестр, готовый на эксперименты. Этим летом на берегу Красного озера в Коробицыно оркестр проведёт один из самых смелых своих музыкальных опытов: фестиваль "От классики до рока: Дым над водой".

- Название заимствовано, безусловно, у одноимённой песни группы Deep Purple Smoke on the Water, которая есть в нашем в репертуаре в симфонической версии. Ян Пейс, барабанщик группы, очень высоко оценил наши идеи "симфонизировать" музыку Deep Purple. Планирует приехать на открытие, - поделился планами Голиков.

Кроме проведения масштабного фестиваля, коллектив готовит программу об истории русского балета к 200-летию Мариса Петипа.

- Мы хотим сделать несколько балетных постановок и показать их в городах Ленинградской области, где, может быть, люди даже не видели живого балета, потому что нет такой возможности или традиции. Сейчас трудимся над этим проектом. Надеемся, к осени он будет реализован, и мы проедем по тем городам, где есть крупные площадки, чтобы показать прекрасных ведущих танцоров из Мариинского и Михайловского театров, - рассказал дирижёр.

Продолжат музыканты и работу над кинопроектами. Оркестр всегда активно сотрудничал с режиссёрами, записывает саундтреки к фильмам. В прошлом году "Таврический" открывал кинофестиваль "Послание к человеку": на Дворцовой площади исполнил музыку к легендарному фильму Дзиги Вертова "Человек с киноаппаратом". 

- Это действительно произвело фантастическое впечатление и на гостей кинофестиваля, и на огромное количество зрителей, которые пришли на Дворцовую площадь. Мы решили, что в этом году обязательно покажем этот проект в Ленобласти, - рассказал Михаил Голиков.

В планах у руководителя оркестра создать похожий проект на основе фильма Сергея Эйзенштейна "Александр Невский". "В этом году, во-первых, исполняется 80 лет этой картине. Во-вторых, она имеет прямое отношение к истории Ленинградской области, - объясняет он. - И музыка Сергея Прокофьева – ну, совершенно потрясающая. Я хочу создать на её основе готовый саундтрек для оркестра".


Новый статус

Оркестр стал "областным" по инициативе губернатора Александр Дрозденко. Руководитель коллектива не скрывает, что новый статус дал прежде всего опору. "Раньше оркестр существовал вообще без какого-либо бюджета и всё приходилось добывать своими руками. Сейчас мы можем смотреть за горизонт, говорить о будущем, что-то планировать", - говорит Михаил Голиков.

Он видит для оркестра большие перспективы: ведь область – не Петербург, где всегда насыщенная афиша и зрителя не удивить мировыми звёздами.

- Контраст сильный. Мне хочется, чтобы он уменьшился, чтобы своеобразный wind of change появился в Ленинградской области. Я вижу здесь огромные перспективы, и они меня вдохновляют, - делится дирижёр.

По его словам, насыщенная культурная жизнь в регионе поможет решить ряд важных проблем. Так, если в область на выступления поедут туристы, то бытовая и дорожная инфраструктура постепенно будут улучшаться.

Интернациональный состав

Михаил Голиков с довольствием рассказывает про своих музыкантов. Он сформировал уникальный молодой профессиональный коллектив – средний возраст его участников 24 года. Большинство из них – выпускники Санкт-Петербургской консерватории, доцентом которой является сам руководитель. Многие из участников оркестра проходили у него занятия по оркестровой практике. "Мы знакомы со студенческой скамьи и ребята приняли мои критерии и требования к современному молодому музыканту", - рассказал Голиков.

В оркестре играет несколько иностранцев – не только из стран ближнего зарубежья, но и из Испании, Коста-Рики, Финляндии.

- В пошлом году к нам прилетел кларнетист из Барселоны. Он там закончил учиться и вдруг приходит на наш конкурс. Я его спрашиваю: "Зачем ты приехал? Ты что, не мог устроиться там?" Он говорит: "Мог, но мне интересно в России. Барселона – такое непростое место, мы боремся за независимость, хотя понимаем, что все потуги будут ликвидированы. А вот Россия постоянно борется со всем миром, чтобы себя считать независимой. А главное, это огромная культура, которая стоит в основе всего этого. Мне стало интересно", - рассказал Михаил Голиков.


Ленобласть и её зрители

"Мы самые юные участники культурных процессов Ленобласти, нас ещё не все знают, и мы не всех знаем", - признаётся Михаил Голиков. Но тут же вспоминает, что оркестр уже активно сотрудничает с Гатчинским, Всеволожским, Бокситогорским и Выборгским районами. О совместных проектах договорились с Гатчинским университетом экономики, финансов, права и технологий.

Областной зритель тоже знаком с "Таврическим": ещё до того, как стать оркестром Ленобласти, музыканты давали концерты в разных точках региона. По словам руководителя, посетителей концертов в регионе отличает особое радушие и открытость. "У меня остались яркие впечатления от публики в Пикалёво и Бокситогорске, которая, во-первых, всегда полностью заполняла зал, а, во-вторых, когда мы впервые в 2012 году привезли туда оркестр и люди увидели живое выступление, после него дети бежали за автобусом, махали нам руками! После концерта все пришли на сцену брать у музыкантов автографы и смотреть инструменты. Это какое-то уникальное чувство сопричастности!" – вспоминает Михаил.

В прошлом году оркестр подготовил авторскую программу ко Дню Пушкина, который праздновали в Рождествено.

- Это был большой праздничный день, на улице выступали фольклорные группы, все веселились, медовуха лилась, шашлыки. Хорошая погода, - вспоминает дирижёр. – Наше выступление было последним, и публика уже была разгорячённой. Я подумал: как сейчас эти люди будут воспринимать Чайковского?! Мы открывали концерт вступлением к "Евгению Онегину" - тихим, наполненным скорбью предчувствия рока, и при этом безусловной нежности любви. И вдруг толпа замолчала и стала слушать, а после каждого выступления кричать "Браво!". Мы выходили на поклон 5 или 6 раз.