Мультфильм в зрительской озвучке и Кафка: новые формы Театра "На Литейном"


Театр "На Литейном" — активный участник культурной жизни Ленинградской области. Только в прошлом году зрители могли увидеть артистов на площадках региона больше 50 раз. Художественный руководитель и директор драматического театра Сергей Морозов рассказал Online47.ru о том, как проходят гастроли в области и что нового покажет труппа поклонникам в 2018 году.  

Директор Театра "На Литейном" Сергей Морозов. Фото: Павел Шалагин

Флешбек в 2017-й 

Год стал успешным для артистов театра. Коллектив дважды становился лауреатом "Золотого софита", побывал на гастролях в Ульяновске, Рязани, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Новосибирске, Томске, Таллине. На стационарной площадке театр представил пять премьер и начал работу ещё над тремя проектами, которые зритель увидит в 2018 году.  

В 2017 году Театр "На Литейном" продолжил работу в особом формате — выпуск спектакля на площадке Ленинградской области. Так в Войсковицах родилась детская сказка про пиратов "Весёлый Роджер": спектакль репетировали на местной площадке, и первыми его увидели именно зрители Ленобласти.  

"Весёлый Роджер". Фото: naliteinom.ru

Ко Дню победы театр впервые показал спектакль-концерт "У меня есть сердце... (Когда мы были в июле)". Он составлен из песен 1930—40 годов и очень тонко передаёт атмосферу довоенного времени.  

— Мы несколько раз возили этот спектакль в Ленинградскую область и как раз это особое песенное настроение — в чем-то сентиментальное, в чем-то достаточно суровое — хорошо было встречено зрителями, — рассказывает руководитель. — В спектакле Андрея Сидельникова есть необычный ход. В театре и в кино часто используется такой приём, как флешбек, когда герой неожиданно возвращается в прошлое. А мы придумали наоборот "фьючебек", когда война, которая еще не началась, но уже витала в воздухе, вдруг обрушивалась на персонажей и возникала каким-то предощущением военного времени, — пояснил глава театра.  

Сказки в шатре и Кафка: премьеры и планы 2018-го 

В новом году коллектив продолжает активную выездную деятельность — в январе во Всеволожске поздравил ветеранов с 75-летием прорыва блокады Ленинграда. В феврале и марте труппа театра планирует выезжать в Гатчину, Кингисепп и Тихвин.  

В начале февраля Театр "На Литейном" принял на своей площадке Фестиваль имени Александра Володина "Пять вечеров", а также помогал организовать показ спектакля китайского театра, который был представлен в Отрадном в рамках фестиваля 10 февраля — в день памяти драматурга.  

— Зритель был обрадован и удивлён! Выезд китайской труппы потребовал от нас серьёзных ресурсов — например, пришлось вывезти половину нашего сценического светового оборудования. Все очень хорошо восприняли выступление, был полный зал и после спектакля нас просили ещё привозить иностранные театры в Ленобласть. И сами артисты получили огромное удовольствие, потому что хотели увидеть не только парадный Петербург, но и настоящую российскую жизнь в глубинке, — рассказал Сергей Морозов. 

В прошлом году в театре появился мобильно-выездной сценический комплекс — такая сцена может быть установлена в любой точке области и работать автономно. Специально для неё театр создал спектакль "Вишнёвый сад. Тишина" (постановка Андрея Сидельникова), посвящённый старым усадьбам. Его удалось дважды сыграть в саду Фонтанного дома, но в этом году постановку под открытым небом планируют показать на просторах Ленобласти. 

"Вишнёвый сад. Тишина". Фото: Дарья Пичугина

Готовят артисты Театра "На Литейном" и ещё один интересный "мобильный" проект — "Сказки под шатром". "Мы хотим сделать целый ряд небольших театрализованных актёрских чтений, мини-спектаклей, которые будут сыграны в специально созданном шатре. И этот шатёр, рассчитанный на 20—35 маленьких зрителей, может быть поставлен, где угодно", — делится планами худрук. 

Театр работает над ещё одним интересным детским проектом: интерактивный музыкальный спектакль, в котором маленькие зрители в зале будут сами озвучивать мультфильм. К его созданию пригласили молодого московского режиссёра Александру Ловянникову, выпускницу экспериментального курса Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова, первого курса в России, на котором  режиссёры и актеры обучались вместе с художниками. 

Громкая премьера 2018-го на стационарной сцене — спектакль "Превращение" по рассказу Франца Кафки в постановке Геннадия Тростянецкого, режиссёра, который ранее, четверть века назад руководил Театром "На Литейном". Пока театр не планирует показывать спектакль на областных площадках, потому что для этого требуется специальное оборудование — сценический круг.  

 — Здесь мы как раз подумаем о том, как людей из области привезти на наш спектакль. И ещё будем проводить небольшой мини-лекторий, чтобы зритель (не только областной, но и петербургский) подготовился к восприятию этого материала, — пояснил директор. 

Отдельный транспорт для "тарелочки" 

География гастролей по Ленинградской области у артистов театра обширная. Они выступают как на ближайших к Петербургу площадках — например, во Всеволожске и Гатчине, так и на дальних — в Лодейном Поле.  

 — Есть репертуар, который мы не вывозим в силу технической сложности. Но всё же всегда стараемся закладывать возможность выезда спектаклей, чтобы как можно больший спектр спектаклей показать жителям Ленинградской области, — объясняет Сергей Морозов. И тут же добавляет, что главное для труппы — это выезжать с полноценным творческим продуктом и работать с той же отдачей, что и на основной сцене на Литейном проспекте.  

На гастроли по Ленобласти техническая группа всегда отправляется заранее, а артисты приезжают примерно за три-четыре часа до спектакля. Этого хватает, чтобы провести репетицию и полноценно подготовиться. Но иногда во время таких путешествий случаются казусы. 

"У меня есть сердце". Фото: Дарья Пичугина

— Мы играли в Волосово "У меня есть сердце…". Сюжет этого спектакля связан с радио-тарелкой, которую приносят во двор и весь спектакль о ней идёт речь: вот её сейчас установят, вот подключат и так далее. Это важное действующее лицо, хоть оно и неодухотворённое. Группа выехала на площадку: утром техническая часть, потом актёрская. Я должен был ехать ближе к спектаклю. Вдруг звонит администратор и говорит: "А вы еще не выехали? Тарелочку захватите, пожалуйста!". Я говорю: "Какую тарелочку? Вы не можете там на месте тарелку найти?" Оказалось, что они радио-тарелку забыли. Всё приготовили, но в процессе погрузки кто-то просто отставил её на метр в сторону. Вот так главное действующее лицо ехало отдельным транспортом, — вспоминает художественный руководитель театра.  

Зритель в Ленобласти готов воспринимать новые формы

— Я много раз убеждался в том, что люди, которые приходят на спектакли Театра "На Литейном", выходят чуть-чуть другими: с более широким пониманием мира, с открытой душой. Многие наши спектакли основаны на ценностях, которые формируют человека. Вдруг остановить эту суетную жизнь; задуматься, а что есть дружба, любовь, действительно настоящие отношения — это мощнейший даже не инструмент, а "вспомогатель" для человека. И им является театр. И мне очень жаль, что этой помощью не всегда пользуется то количество людей, которое могло бы услышать наше слово, — обозначает свою позицию Сергей Морозов.  

Не всегда артисты ощущают заинтересованность зрителей в приезде театра, оркестра, ансамбля. И, к сожалению, не все жители глубинки готовы идти на представление, несмотря на демократичные цены в 150—300 рублей за билет.  

 — При этом большинство родителей, проживающих в Ленинградской области относительно недалеко, всё равно приезжают в Петербург, чтобы показать детям город. И платят большие деньги за посещение культурных мероприятий. А мы сами приезжаем к ним, просто нужно привести ребёнка и заплатить небольшие деньги, — рассуждает Сергей Морозов.  

Несмотря на это, в театре уверены, что областной зритель — более эмоциональный и непосредственный, чем городской, и к своей миссии относятся ответственно. Руководитель считает, что на спектакли нужно привлекать молодых зрителей, и сейчас театр активно развивает актуальные формы. На вопрос, готовы ли в области воспринимать новое сценическое искусство, руководитель Театра "На Литейном" с уверенностью отвечает "Да". 

— Зрители Ленобласти готовы воспринимать новые формы. Для нас было очень волнительно, когда на фестиваль "Всеволожская весна" в прошлом году, кроме детских спектаклей и мастер-классов, мы повезли "Антарктиду". Это современная драматургия, острая форма, неожиданный технический приём. Боялись: как? что? насколько во Всеволожске это будет воспринято? И нам было чрезвычайно приятно, когда многие зрители отмечали наш спектакль главным событием фестиваля. В Лодейном поле ситуация приятия этого спектакля повторилась. Такие высокие оценки возникают, потому что мы в каждом спектакле говорим о Человеке, — резюмирует Сергей Морозов.

"Антарктида". Фото: Дарья Пичугина