Россиян взволновал новый виток интереса к зарплатам учителей – «сеятелей» доброго-вечного. При этом выяснилось, что в Госдуме чуть не подрались, обсуждая перспективы перемен в системе расчёта жалованья тех, кто в своё время ругал их за драки и прочие безобразия. В чём смысл изменений и улучшат ли они материальное положение педагогов, многие из которых вынуждены работать и в две, и в три смены? В этом разбирался Online47.
Что обсуждается
Итак, прежде всего, надо понять, что в этом году не только для учителей, но и для прочих работников бюджетной сферы предусмотрена индексация – на 5,4% (чуть больше процента инфляции по стране). А непосредственно в Госдуме обсуждают законопроект о «минималке» для бюджетников, и особенно горячо – учительские тарифы.
Из чего же, из чего же, из чего же…
Вспомним, что каких составляющих складывается зарплата учителя. А именно:
– базовая часть (уроки, тетради, кружки);
– стимулирующая часть (учитывается квалификация и достижения учеников);
– компенсационная (доплаты за сложность – например, работу с «особыми» детьми);
– премиальная (тут всё зависит от воли руководства).
Итог – очень разные суммы.
Что предлагается
В дальнейшем предлагается:
– закрепить «минималку» на определённой отметке, а именно, не меньше двух прожиточных минимумов (ПМ), установленных в регионе;
– утвердить единую систему расчёта базовой оплаты труда;
– не рекомендовать, а установить чёткую систему расчёта стимулирующих выплат;
– усовершенствовать систему аттестации учителей.

А что в Ленобласти
Только что специалисты Петростата высчитали, что в Ленобласти зарплаты педагогов выросли (если ориентироваться на результаты прошлого года) на 5,8%, и средний размер учительского жалования достиг 45,6 тыс. рублей (для сравнения: в соседней Карелии, например, эта сумма равна 35,5 тыс.
Средняя зарплата воспитателей детсада в Ленобласти стала больше на 6,2% (44 698 руб.), а школьных учителей – на 6,8% (45 655 руб.) Понятно, что приходится называть эти цифры с обычной оговоркой: у кого-то выше, а у кого-то ниже, и всё же ситуация значительно лучше, чем в целом ряде других регионов.

Дело – в пропорции
«Там, «наверху» обнаружили, что очень разнятся учительские зарплаты в российских регионах – есть даже такие, где представители самой гуманной профессии продолжают получать меньше минимальной оплаты труда по стране, – объясняет доктор экономических наук, автор книги «Железная старость» Андрей Ермилов. – Больше того, даже в одном могут быть разночтения, потому что различаются базовые суммы. Вероятно, народные избранники решили как-то привести к единой модели оплаты – «причесать» разнородную систему начислений, чтобы на местах не позволено было самостоятельно формировать суммы, а для этого придётся в очередной раз поправить российский Трудовой кодекс».
По его словам, дело в пропорции: речь идёт о гарантированной «львиной доле» (не менее 70%) оплаты, приходящейся на одну ставку – за 18 уроков в неделю.
Каковы ожидания
Предполагается, что к 2022 году средняя зарплата учителя в нашей стране достигнет 70-75 тыс. руб. Но при этом пока в точности неизвестно, насколько к тому времени подорожает жизнь.
Часы или жизнь
А пока наверху спорят-решают, педагогу хочется заработать побольше, вот и норовит он традиционно взять как можно больше часов – работает много и часто – в ущерб своему здоровью. Есть на эту тему анекдот «с бородой», но сегодня не менее актуальный:
Вор ловит учительницу в тёмной подворотне. «Кошелёк, часы или жизнь!» – требует, приставляя нож к горлу. «Кошелёк бери, а часы не отдам!» – заявляет несчастная.
Будем ждать, когда этот анекдот, наконец, устареет – за часы будут платить достойно и учителю не придётся надрываться, брать на себя непомерную нагрузку.
Евгения Дылева
Фото: Валентин Илюшин