16 мартa 2018

Профессор-экономист: Эстонией управлять легче, чем Ленобластью

Доктор экономических наук из СПбГУ рассказал, как развивается 47-й регион по сравнению со своими соседями и что ждать жителям в ближайшем будущем.

Доктор экономических наук и профессор СПбГУ Николай Межевич оценил экономический потенциал Ленинградской области, детально сравнив регион со своими соседями-конкурентами. В подробном интервью он также назвал главные особенности ЛО, которые помогут привлечь дополнительные инвестиции.

Николай Маратович, экономическая и социальная стабильность в Ленинградской области не может быть в условиях слабой и нестабильной России. Что сейчас происходит в российской экономике, на ваш взгляд? 

Порадовало международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P), которое повысило в феврале суверенный кредитный рейтинг России до инвестиционного уровня "BBB-" со спекулятивного "ВВ+" со стабильным прогнозом, добавив при этом "Продемонстрированная приверженность консервативной макроэкономической политике, скорее всего, будет поддерживать сильные внешний и фискальный балансы России, а гибкий обменный курс позволит экономике абсорбировать шоки, которые могут исходить из более жестких санкций или более слабых цен на сырьевые товары. Падение ряда частных банков не подорвало финансовую стабильность, и мы видим ранние признаки восстановления кредитования".

А если перевести на более понятный всем язык?

Они пишут о том, что Россия должна была или умереть, или сдаться. В общем, слухи о нашей смерти или хотя бы серьезной болезни оказались существенно преувеличенными. С некоторым удивлением могу сказать то, что действия экономического блока правительства России и Центробанка оказались правильными. С удивлением для мира и частично для себя мы увидели, что можем развиваться в условиях санкций. 

Но без санкций было бы лучше?

Не факт. Для сельского хозяйства, кстати, для свиноводства, птицеводства, тепличного хозяйства Ленинградской области санкции большой плюс! Для промышленности — 50 на 50. Вот прошёл праздник 23 февраля. Как-то вспомнилось то, что мы на наши военные корабли ставили немецкие двигатели. Это безобразие закончилось.

Перейдем к региональным делам. Недавно были внесены изменения в бюджет области на текущий год. К чему это приведёт?

Не совсем так. Губернатор и правительство предложат корректировку самого важного финансового документа Законодательному собранию Ленинградской области. Но вообще-то увеличение расходной части бюджета на сумму около 7 млрд рублей, это хорошая новость. Пока доходы областного бюджета на 2018 год утверждены в объеме 103,3 млрд рублей, расходы — 109,1 млрд рублей — весьма солидные суммы, как в совокупности, так и в душевом измерении.

Но дефицит, не опасно ли?

Ну до американских показателей нам еще несколько нулей не хватает… Если серьезно то, дефицит — на безопасном для региона уровне — 6% от собственных доходов. При этом, согласно Бюджетному кодексу РФ, не должен превышать 15% от собственных доходов.

В прошедшем году в Калининграде президент России говорил о необходимости развивать транзитный комплекс Северо-Запада России. Что самого важного для этого делается в Ленинградской области, по вашему мнению?

Это один из приоритетов развития области. Универсальный порт Усть-Луга в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе будет способствовать серьезному росту всей экономики во всей Ленинградской области. Наши соседи-конкуренты Эстония, Латвия, Литва считают то, что порты и транзит дают 12-16% ВВП. Примерно такая же ситуация в Ленинградской области, которая по размерам примерно равна Эстонии и Латвии вместе, и обладает похожей экономической структурой. Короче говоря, надо заканчивать кормить соседей и вкладывать свои деньги в свою экономику, платить заработную плату гражданам России – жителям Ленинградской области.

Строительство "Балтийского СПГ", "Балтийского карбамидного завода", завода по производству аммиака, реконструкция транспортной и внутренней инфраструктуры позволит укрепить экономику Ленинградской области и доходы ее жителей. 

И насколько станет больше рабочих мест?

Не менее ста тысяч занятых, помножьте потом на количество членов семьи. Да, собственно развитие транзита тесно связано со "Стратегией развития экспортной деятельности в регионе до 2025 года" разработанной в правительстве Ленинградской области.

Целью стратегии является развитие, а не только сохранение имеющегося экспортного потенциала Ленинградской области. Ставится задача развивать туристический потенциал, необходим поиск новых рынков сбыта произведенной в регионе продукции, а также создание условий для развития несырьевого экспорта и экспорта услуг. Почему несырьевого? Потому что с сырьевым все и так хорошо. 

Уже в 2018 году, на первом этапе реализации стратегии, объем несырьевого экспорта из Ленинградской области должен вырасти на 15%, а к 2025 году – на 90% к уровню 2016 года. Количество экспортеров должно увеличиться вдвое, число задействованных в экспортной деятельности малых и средних предприятий к 2025 году должно возрасти с 10% до 80%.  

Возможно, проблемой является неравномерное развитие Ленинградской области. Что делается для ее решения?

Насколько я помню, эта проблема решалась еще в Санкт-Петербургской губернии, Союзе коммун Северной области и уж потом более 80 лет в Ленинградской области. Но вот беда, она не решаема полностью. А что делать?

Прежде всего, помнить то, что равномерность — смерть развития. Второе. Ленинградская область не может быть одинаковой. Это, конечно не Тюменская область, где на севере добывают газ из-под снега, в центре — нефть из-под болота, а на юге растет пшеница, и ей не всегда воды не хватает. Ленинградская область — большая территория и разнообразнейшая экономика. Управлять Эстонией с этой точки зрения легче. Освоенность Гатчинского района, его природные и инфраструктурные условия качественно иные, чем в Подпорожском. Это означает то, что для Подпорожского района должна быть другая экономика, но не ее отсутствие. Как у финнов? Никто не выращивает садовую клюкву в пригороде Хельсинки и Турку – земля бешено дорогая, есть другая более эффективная деятельность. Зато севернее целые плантации дорогой и экологически сертифицированной северной ягоды. Кстати она и у нас растет.

В этой связи мне очень понравилась идея и программа "Ленинградского гектара" для желающих заниматься развитием крестьянских и фермерских хозяйств. Программа будет развернута для Бокситогорского, Лодейнопольского, Подпорожского и Сланцевского районов. Искренне скажу, идея гениальная, важно не утопить ее в бюрократическом болоте. 

Три-четыре таких идеи — и различия между местными самоуправлениями удастся существенно сократить. Вот кстати еще одна идея. ООО "ИСК-ЭНЕРГО" планирует создать и развивать на территории Ленобласти завод по производству черных [торрефицированных] пеллет [биотопливо из торфа, древесных отходов и отходов сельского хозяйства — прим. ред.] производительностью 60 тысяч тонн в год. В качестве сырья для производства пеллет будет использоваться древесина в объеме 190 тысяч м3 в год. Согласитесь, торфа и леса нам на многие века хватит. 

Становится заметно, что в области растет количество инвестиционных проектов. Многие отмечали успех Ленинградской области на Сочинском инвестиционном форуме-2018.

Прежде всего, давайте отметим то, что окно зарубежных инвестиций частично закрылось. А деньги в России есть. Поэтому они ищут новые точки приложения и находят их. Естественно, регион инвестирования выбирается тщательнее, чем платье на свадьбу. И здесь качество управления, региональные рейтинги закономерно срабатывают на пользу Ленинградской области. Сколько миллиардов реально придет — посмотрим. Но никаких сомнений в том, что большинство проектов будет реализовано — нет. 

Вопрос о взаимодействии Ленинградской области и Санкт-Петербурга часто звучит в последнее время.

Есть одна мощная проблема, которой не было в СССР и которая появилась в России, — федерализм. В городе одни законы и экономическая политика, в области — другие. Понятно, что и в том, и в другом случае они не противоречат российским. Но конкуренция есть. Значит надо договариваться. 

Я намекаю на соглашение о развитии сотрудничества между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом по созданию промышленных коопераций в автокластере. Напомню, что в настоящее время на территории Петербурга действуют три автомобильных завода: Toyota, Nissan и Hyundai, еще один автозавод Ford Sollers работает в Ленинградской области. Кроме того, на территории двух регионов работает несколько десятков производств автокомпонентов. 

В этом же ряду соглашение о взаимодействии и сотрудничестве между правительством Санкт-Петербурга и правительством Ленинградской области при подготовке концессионных соглашений в отношении подлежащих созданию и (или) реконструкции объектов, части которых находятся или будут находиться в собственности Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Если говорить о выполнении майских указов президента России, как Ленобласть с ними справляется? 

Скажу сразу, это называется "Годовые индикаторы Ленинградской области по целевым показателям, установленным указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года, утвержденные Губернатором Ленинградской области от 15 августа 2013 года". Ленинградская область много раз входила в ТОП-10 лучших субъектов федерации по реализации "майских указов" президента России в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Фото: vk.com/zdravyi_dukh

Далее