04 апреля 2018

Петербургские учёные нашли способ избавить фонтаны Петергофа от жёлтого налёта

Цвет мрамора и других камней изменяется из-за воды, питающей скульптурные композиции.

Группа исследователей Санкт-Петербургского государственного университета изучили 17 фонтанов Петергофа и выяснила, откуда берётся жёлтый налёт. На камнях и скульптурах образуются минералы, которые никогда раньше на поверхности памятников не встречались, сообщает пресс-служба вуза.

Учёным также удалось узнать, как остановить процесс образования серо-жёлтой минеральной плёнки, которая появляется практически на всех материалах ансамбля: на мраморе, граните, позолоте и даже полиэфирной смоле.

— Во время экспериментальных исследований в Петергофе мы обнаружили довольно редкий водный карбонат. Этот минерал был описан в солончаках, в пещерах и других экзотических условиях, но никогда раньше его не находили на памятниках или фонтанах. К тому же нам встретились несквегонит и лансфордит — ещё более редкие в природе карбонаты магния, — рассказал ассистент кафедры минералогии СПбГУ кандидат геолого-минералогических наук Олег Верещагин.

Эксперты взяли пробы из водоёмов, питающих фонтаны, и провели серию опытов. Оказалось, что проблема заключается в самой воде, обладающей повышенным содержанием карбонат-иона.

— Чаши фонтанов в какой-то момент превращаются в химические резервуары, ведь вода постоянно ходит по кругу, обогащаясь одними компонентами и теряя другие. Любопытно, что для образования найденных карбонатных минералов необходимы высокий pH и высокое содержание магния, однако наши данные показали, что в Петергофе одновременно такие условия нигде не выполняются. Видимо, здесь важную роль играет время: из-за колебаний температуры в течение лета в какой-то момент эти факторы все-таки сходятся, — добавил Верещагин.

Исследователи пришли к выводу, что для избавления от проблемы необходимо уменьшить жёсткость воды. Полученные результаты анализа позволят подобрать определённые методы для уменьшения воздействия богатой известью воды, которая идёт с Ропшинских высот. При этом полностью удалить кальцидные образования возможно только в процессе комплексной реставрации.

Фото: vk.com/peterhof_museum