10 апреля, 14:32

Любанский виадук превратился в "группу смерти" ЧМ-2018

Путепровод в Любани, на проект которого потратили 21 миллион рублей, рискует остаться на бумаге. Виадук должен был объединить город в единое целое, но вместо этого разделил жителей на два лагеря. Против строительства выступили люди, чьи дома попали в зону изъятия земельных участков. С ними спорят водители, уставшие стоять в пробках перед закрытым железнодорожным переездом. А сверху поддавливают влиятельные РЖД и близость ЧМ-2018. Причины конфликта, мнения обеих сторон и пути выхода из тупиковой ситуации – в материале Online47.ru.

Между "Сапсанами" и М-10

В отличие от соседнего Тосно, в Любани до сих пор нет объезда для трассы М-10. Город с населением около пяти тысяч человек буквально разрезает пополам загруженная до предела магистраль Москва-Петербург. Её используют не только транзитные машины, но и местные водители, ещё больше увеличивая трафик.

Ситуацию осложняет ж/д ветка, проложенная параллельно автодороге. По ней ежедневно курсируют электрички и скоростные "Сапсаны". Наземный переезд в створе улицы Карла Либкнехта постоянно закрывается и блокирует движение из одной части Любани в другую. В теории именно виадук мог бы навсегда избавить жителей от бесконечных заторов. Руководствуясь этой концепцией и добившись поддержки РЖД, "Ленавтодор" в декабре 2016 года объявил конкурс на подготовку проекта.

Согласно техническому заданию, расчётная скорость по мосту с двумя полосами должна составить 80 км/ч. По бокам необходимо было сделать пешеходные дорожки. Первый этап подготовки к строительству путепровода завершился в сентябре прошлого года. Геодезические работы к этому сроку были проведены, пробы грунта взяты. Подрядчику "Ленгражданпроекту" оставалось только согласовать планировку с заинтересованными сторонами – местными властями и общественностью. На этом этапе и начались основные сложности.

google.ru/maps

Выяснилось, что вместить важный транспортный объект в узкий коридор частного сектора фактически невозможно. Владельцы участков и домов, расположенных вдоль улицы Карла Либкнехта, оказались не готовы к изъятию недвижимости и незапланированному переезду.

Совет депутатов вместе с главой города Николаем Николаевым не стали дожидаться завершения проектировки и приняли постановление против строительства. Своё решение народные избранники объяснили тем, что "учитывали негативное отношение жителей Любани" к перспективе появления путепровода. Обращение было адресовано председателю комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Юрию Запалатскому.

В письме к правительству Ленобласти любанские депутаты пишут, что первая очередь виадука на месте существующего железнодорожного переезда была внесена в транспортную схему региона в 2015 году.

– Подобные изменения безосновательны, не отвечают градостроительным требованиям и интересам граждан, проживающих в индивидуальных жилых домах на улице Карла Либкнехта города Любань. Генеральным планом Любанского городского поселения Тосненского района Ленинградской области, утверждённым постановлением правительства Ленинградской области от 6 июня 2016 года № 180 предусмотрено строительство путепровода вне жилой застройки в составе объекта "Объезд города Любань с северо-запада", – пояснили местные парламентарии.

По мнению авторов обращения, предложенный властями вариант с виадуком идёт вразрез с генпланом города. Наиболее подходящим и максимально безболезненным местом для путепровода депутаты называют северную часть Любани в районе деревни Болотница, где заканчивается частный сектор и начинаются поля.

lubanadmin.ru

Экономия против безопасности

На воззвание совета депутатов одобрительной реакции не последовало. Почëтный гражданин Любани Дмитрий Веселов попросил помощи у Общественной палаты Ленобласти. Одновременно с этим группа несогласных с проектом пригрозила чиновникам судом и прокуратурой. Опасаясь эскалации напряжëнности, они пожаловались и в полицию. В региональном главке посмотрели на проектную документацию и пришли к выводу, что виадук не соответствует нормативам.

Зампред комитета по дорожному хозяйству области Андрей Гардашников объяснил противникам проекта, что мост через частный сектор – наименее затратный для бюджета.

– Расположение путепровода за чертой населëнного пункта Любань повлекло бы за собой значительное удорожание строительства объекта в связи с необходимостью строительства автодороги длиной пять км и развязки в разных уровнях с федеральной автодорогой М-10 "Россия", – отметил Гардашников.

Главный специалист проектного отдела ГКУ "Ленавтодор" Ольга Лескинен добавила, что самый простой вариант расположения виадука предполагает выделение 1,3 млрд рублей. Обход Любани обойдëтся казне в 3 млрд, а дополнительное спрямление с другими региональными трассами увеличит расходы на строительство до 10 млрд.

Крайний срок завершения работ по проектированию истекает в июле 2018 года. Когда начнëтся само строительство, власти пока не определились. В случае принудительного изъятия собственникам обещали никого не обидеть и сделать всë в рамках закона.

wikimapia.org

Главный архитектор Ленинградской области Михаил Киреев уточнил, что в пятно застройки попадает всего 14 участков. Недавно назначенный на высокую должность чиновник призвал стороны конфликта руководствоваться не эмоциями, а заглянуть в будущее.

– Мы должны думать не только об экономической целесообразности, но и том, что будет через 20-30 лет. Если мы договоримся, то в Любани появится мост через железную дорогу. Люди будут им пользоваться и безопасно ходить друг к другу в гости, – подчеркнул Киреев.

Интересы РЖД

Глава Любани Николай Николаев напомнил Михаилу Кирееву, что в городе уже есть альтернативный проезд, правда, доступный не для всех большегрузов. Однако спорщики не до конца учли интересы РЖД. По приказу корпорации, все наземные переезды в целях безопасности рано или поздно ликвидируют. И тогда город превратится в два анклава. Того же боятся и противники виадука. Им проще оставить всë так, как было в прошлом.

– Сегодня по железнодорожной ветке Москва-Петербург ходят скоростные поезда. К Чемпионату мира-2018 число "Сапсанов" увеличится в два раза. Переезд будет закрыт почти всë время, – привела ещë один аргумент в пользу путепровода начальник отдела развития дорожной деятельности и территорий комитета по дорожному хозяйству Ленобласти Анна Хайкара.

По еë мнению, ключевой вопрос состоит именно в изъятии участков и достойной компенсации за них.

– Эта проблема не только для местных жителей, она несëт финансовую нагрузку и на правительство региона. Но мера вынужденная. Мы стараемся максимально сузить коридор, чтобы минимально повлиять на жизнь района, – резюмировала Хайкара.

wikimapia.org

В риторике представителя РЖД Андрея Блинникова также прозвучали мысли о пресловутой безопасности. Он вспомнил о последних ДТП, случавшихся на переезде в Ленобласти. Например, в февральском столкновении автобуса и "Ласточки" только чудом обошлось без жертв. За мгновение до удара пассажиры успели выбежать из машины, пострадал лишь водитель.

– Мы идëм в ногу со временем и стремимся сокращать время в пути между Петербургом и Москвой. Любань – кривой участок этого маршрута. Периодически там возможны смертельные случаи. Лично мной было зафиксировано, как жители игнорировали красные сигналы и переходили переезд с нарушениями, – рассказал Блинников.

В пресс-службе областного комитета по дорожному хозяйству заявили, что новый путепровод в створе существующего переезда в границах улицы Карла Либкнехта позволит машинам пересекать Любань практически в середине населённого пункта. Такое решение оптимально, считают в КДХ, так как на момент окончания строительства путепровода в радиусе пяти километров закрываются все железнодорожные переезды.

– В свою очередь, на завершающем этапе находится стройка федеральной скоростной автодороги М-11 "Москва – Санкт-Петербург", что дополнительно уменьшит нагрузку на улично-дорожную сеть посёлка, – прокомментировали в пресс-службе КДХ.

Комиссия ОП осталась непреклонна к аргументам за виадук и рекомендовала жëстко отреагировать на позицию критиков. В частности, предложено расторгнуть контракт на проектирование стоимостью 21 млн рублей. Деньги и путепровод подвисли в неизвестности.

Фото: vk.com/rzd_official