Будни приграничных новостроек

Проблемы «петербуржцев» с областной пропиской дали старт стремительному развитию ближайших к городу территорий Ленобласти.

Строительный бум в некогда малонаселенных поселках и деревушках 47-го региона достиг своего пика еще несколько лет назад. Особенно заметным он стал на землях, примыкающих к Санкт-Петербургу с северо-востока. Кудрово, Янино, Колтуши, Новое Девяткино, Мурино и другие прежде провинциальные населенные пункты Всеволожского района с каждым годом обрастали десятками разнокалиберных жилых комплексов. Население «приграничных» с городом кварталов-новостроек стремительно выросло в десятки, а где-то и сотни раз. Поначалу этот «бум» обернулся большими проблемами как для новоселов, так и для местного населения. Но постепенно Ленобласть с этими проблемами справляется, и растущая агломерация становится все комфортней для проживания и привлекательней для инвесторов.

«Розовые очки» и суровые будни

Среди главных доводов в пользу переезда из Санкт-Петербурга в ближайшую Ленобласть – чистый воздух, близость к природе и низкие цены на жилье. Для сравнения, скромную «двушку» на вторичном рынке в демократичном и не самом популярном Красногвардейском районе Питера сегодня можно купить не дешевле 4-4,5 млн рублей. В то же время просторная двухкомнатная квартира в новостройке, например, в Новом Девяткино обойдется на миллион дешевле. Как говорили в старой рекламе середины 1990-х, «хорошая прибавка к пенсии».

Но после того, как эйфория от покупки нового жилья проходила, начинались суровые будни. Обещанная застройщиками «шаговая доступность» к городу оборачивалась перманентным простаиванием в километровых пробках. Маленькие аккуратные дворики оказались не способны вместить всех желающих припарковать авто недалеко от дома. А социальная инфраструктура была не готова к стремительному росту населения, отсюда возникли дефицит мест в школах и детских садах и нехватка по-настоящему доступной медицины.

«Постройте!» - требовали новоселы. Но местным властям оставалось лишь разводить руками. Нет денег. Да и откуда им взяться, если налоги с доходов людей, которые только живут в области, а на работу ездят в Питер, остаются в казне соседнего региона?

Благо, в решение масштабных инфраструктурных проблем вмешались региональные власти.

И проехать, и пройти!

Территории, входящие в агломерацию, стали постоянными участниками всевозможных строительных региональных и федеральных программ. Были построены и открыты новые котельные, подстанции, системы водоснабжения и водоотведения. Возникли планы по строительству новых дорог и развязок, дабы исправить ситуацию с вынужденной транспортной изоляцией поселков-новостроек.

«В Мурино, когда застройщики сделали ряд жилых кварталов без дорог, транспортное сообщение оказалось практически парализовано. Людям было ни въехать в поселок, ни выехать. Была только одна безымянная дорога вдоль КАДа, но она не справлялась с транспортным потоком. Поэтому в первую очередь мы привлекли инвесторов и на частные средства сделали «прокол» под кольцевой автодорогой. Таким образом, теперь на проспект Культуры можно въезжать с двух сторон. Это стало очень хорошим подспорьем для автомобилистов. Теперь занимаемся строительством развязки», - рассказывает глава дорожного комитета Ленобласти Юрий Запалатский.

В настоящее время на развязке с КАД в районе Нового Девяткино ведутся подготовительные работы. До начала строительства подрядчику необходимо решить ряд принципиальных вопросов, связанных с переносом проходящих здесь инженерных коммунальных сетей.

«Объект очень сложный. Здесь проходит большое количество всевозможных инженерных сетей. Кроме того, ведутся переговоры с владельцами земельных участков, которые расположены на месте будущей развязки с КАД. Сегодня подрядчик совместно с правительством Ленобласти работает над решением этих вопросов, чтобы не допустить переноса сроков сдачи нового объекта. Окончание строительства запланировано на 2020 год, хотя мы надеемся, что все будет сделано с опережением этого срока», - пояснили в областном дорожном комитете. Стоимость всех работ по реализации проекта составит порядка 800 млн. рублей.

Также в планах реконструкция участка Токсовского шоссе.

«Токсовское шоссе перегружено! Но не из-за жителей Нового Девяткино. Виной всему транзит автомобилей со стороны Кузьмолово и Токсово. Если этот транзит убрать, проблема будет решена, - отмечает глава администрации Новодевяткиноского поселения Дмитрий Майоров. - Уже есть проект нового участка дороги, который будет проходить через наше поселение на Шафировский проспект Петербурга. Насколько мне известно, в настоящее время осталось только решить вопрос с финансированием. Как только все будет сделано, пробок в Новом Девяткино больше не будет».

Не менее активно идет работа по решению дорожной проблемы и в Кудрово.

«Мы уже провели ремонт участка региональной дороги по улице Центральная в Кудрово. Но с учетом того, что теперь это не просто дорога, а городская улица, по поручению губернатора «Ленавтодор» передаём ее на баланс Заневского поселения. Теперь установка освещения и благоустройство ляжет на плечи местной власти. Также в планах строительство дорожной развязки в районе Икеа-Дыбенко. Этот проект будет реализован с привлечением средств инвестора — «Икеи»», - пояснил глава дорожного ведомства.

Кроме того, не прекращаются работы по благоустройству внутридворовых дорог на территориях жилищных кварталов.

«В очередной раз хочу подчеркнуть, что областное правительство активно принимает участие в решении текущих вопросов не только по региональным дорогам. Мы заинтересованы, чтобы и муниципальные трассы были в надлежащем состоянии. Хотелось бы больше внимания к этому вопросу со стороны местных властей и застройщиков. Тогда дело пойдет еще быстрее», - подытожил Юрий Запалатский.

Все мы делим пополам...

В целом почти во всех поселениях-спутниках Петербурга отмечают, что сегодня темпы жилищного строительства ощутимо пошли на спад. По-прежнему активно возводятся новые дома лишь на территории Муринского поселения. Что порой вызывает косые взгляды ближайших соседей. И связаны они отнюдь не с белой или черной завистью.

«В настоящее время у нас ведется строительство детского сада на территории ЖК «Арсенал» в Новом Девяткино - что поможет существенно сократить дефицит мест в дошкольных учреждениях. Уже выделен земельный участок под строительство большой школы. Когда этот объект будет сдан, мы полностью закроем вопрос со «второй сменой» в местных образовательных учреждениях. Но, если называть вещи своими именами, свои потребности по социальной инфраструктуре мы уже давно закрыли и сейчас затыкаем инфраструктурные «дыры» западного Мурино, - сетует глава администрации Новодевяткинского поселения Дмитрий Майоров. - В Мурино не хватает детских садов — они ходят в наши. У них недостаточно школ — в итоге наши образовательные учреждения работают в две смены. Благодаря губернатору Ленинградской области в Новом Девяткино построили большую замечательную поликлинику — к ней сейчас приписаны и жители Мурино, потому что там нет своих крупных учреждений здравоохранения. Нагрузку на нашу социалку пока снизить не удается».

Но эта проблема носит временный характер. На сегодняшний день в Мурино уже построено 25 новых детских садов. Пока принимают детей только 12 из них. Остальные 13 начнут работать после того, как застройщики передадут их на баланс муниципального образования. По предварительным оценкам эта процедура будет полностью завершена уже в 2019 году. Так что со временем при участии правительства региона ситуацию в социальной инфраструктуре Мурино обязательно удастся выровнять точно так же, как это уже было сделано в других активно развивающихся поселениях в окрестностях КАДа.

Территория развития

В целом на смену масштабного жилищного строительства сегодня пришел период активного развития территорий.

«На территории Заневского городского поселения запланировано создание масштабных площадок под логистику и промышленные объекты. И инвесторы охотно сюда идут: удобное местоположение, Петербург рядом, плюс отличные трудовые ресурсы. Когда мы закончим реализацию нашего генплана и программы развития территории — мы сможем обеспечить рабочими местами порядка 75% жителей поселения, - комментирует глава администрации Заневского городского поселения Алексей Гердий. - Это будет очень удобно для всех. Не нужно будет каждый день ездить в Санкт-Петербург. В Кудрово и Янино будет все необходимое: работа, инфраструктура, комфортная развивающаяся территория, все что нужно для жизни».

Единственное, чего боится глава администрации — спада рождаемости.

«К примеру, только в Кудрово у нас сегодня работает три школы. В рамках федеральной программы запланирована еще одна на 1600 мест. На территории поселения есть 8 детских садов. В сентябре сдадим еще два. Плюс еще несколько садиков - в планах до 2020 года. Уверенно могу сказать, что дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях нам в ближайшее время точно не грозит, - продолжает Алексей Гердий. - Напротив, опасаюсь, что сегодняшний приток населения со временем может смениться демографической ямой, и те красивые школы и детские сады, которые мы строим, будут заполнены всего процентов на 70, а то и меньше. Я помню, как много лет назад в Янинской школе в первый класс однажды пришел всего один ученик. Не хотелось бы повторения. Поэтому мы очень рады, что у нас идет приток населения. Много молодых людей с детьми. Для нас главное, чтобы рожать меньше не стали. Ко всему остальному мы готовы».

Аналогичная картина складывается и в других поселках-новостройках. Здесь создают новые рабочие места, привлекают инвесторов, активно благоустраивают территории. Чтобы в умах местных жителей Янино, Новое Девяткино или Мурино перестало ассоциироваться с «придатками» Санкт-Петербурга. Региональные и местные власти очень надеются, что приграничные новостройки будут и дальше динамично развиваться, постепенно превращаясь в комфортные, самостоятельные и самодостаточные «городки» Ленинградской области. В территорию диалога населения, бизнеса и власти.Территорию успешных людей.

Александр Телегин