03 августа 2018

В Ленинградской области вспомнили первого министра-путейца

На станции Любань железнодорожники почтили Павла Петровича Мельникова

Сегодня, 3 августа 2018 года, в преддверии Дня железнодорожника, на станции Любань собрались руководители и сотрудники Октябрьской железной дороги.

Путейцы встретились у памятника первому министру путей сообщения России Павлу Петровичу Мельникову и еще раз вспомнили, чем обязана Россия выдающемуся генерал-лейтенанту.

Блестящий военный строитель, инженер, в 1842 году Павел Петрович Мельников активно участвовал в строительстве Петербург-Московской железной дороги.

С 1844 года он составлял проекты сети железных дорого по всей стране. За семь лет своего руководства ведомством путей сообщения - 1862-869 годы - он сумел добиться, чтобы железнодорожное движение было открыто по дорогам:

Царскосельской, Варшаво-Венской, Николаевской, Санкт-Петербурго-Варшавской, Московско-Нижегородской, Петергофской, Риго-Динабургской, Волго-Донской, Московско-Ярославской, Московско-Рязанской, Динабурго-Витебской, Лодзинской-фабричной, Рязанско-Козловской, Варшаво-Тераспольской, Московско-Курской, Ряжско-Моршанской, Козлово-Воронежской, Орловско-Грязской, Шуйско-Ивановской, Орловско-Витебской, Курско-Киевской, Риго-Митавской дорог.

При его руководстве ведомство заботилось о сокращении зависимости железных дорого России от иностранных заводов по производству рельсов и подвижного состава: к стратегической задаче привлекли уральские заводы Демидова.

Для развития паровозного и вагонного производства в России были сделаны заказы для Московско-Курской железной дороги - 137 пассажирских вагонов и 1 400 товарных вагонов и платформ на заводе Бухтеева и Вильямса в Москве. 

Затем, во исполнение Высочайшего повеления, последовавшего 5 октября 1866 года, сделаны заказы паровозов: 8 –Воткинским казенным заводам, 50 – Мальцеву в Калужской и Орловской губерниях, 50 – заводу Семянникова и Полетики, 50 – заводу Кара и Макферсона и 30 – Путилову.

Даже мелкие части подвижного состава и рельсовые скрепления исполнялись преимущественно русскими заводами. Завод Струве в Коломне занялся постройкой железных мостов.

Через семь лет напряженного труда генерал-лейтенанту Мельников подал прошение об отставке и последние годы жизни провел в окрестностях станции Любань.

В 1867 году по личной инициативе Павла Петровича здесь был построен храм святых Первоверховных апостолов Петра и Павла - как памятник строителям магистрали Петербург – Москва.

Как отмечает пресс-служба Октябрьской железной дороги, Любанский храм – единственная церковь, где по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского творится специальная молитва о здравии начальствующих, трудящихся и путешествующих по железной дороге.

(Использованы материалы проекта "История государства российского в документах и фактах")

Фото: historyru.com

Далее