08 августа, 10:44

Батюшки онлайн: церковь утвердила правила интернет-проповеди

Священники-видеоблогеры расскажут о Боге по интернету.

Современные технологии активно проникают не только в мирскую жизнь, но и в церковную. Священники создают в сети блоги и сообщества. За примерами далеко ходить не надо – один из активных церковных видеоблогов ведет семья настоятеля храма в поселке Колтуши Всеволожского района Ленобласти. Чтобы упорядочить это явление, Русская православная церковь в лице своих иерархов и высших органов управления выпустила специальную памятку для представителей духовенства.

Высшее руководство Церкви уверено, что всемирная сеть открывает большие возможности, прежде всего, для проповеди Евангелия. В первые века христианства апостолы по завету Христа ходили пешком по разным странам, чтобы проповедовать Благую Весть от края земли и до края. Казалось бы, сейчас для этого нужен только выход в интернет, но не все так просто. Так чем все-таки отличается проповедь священника оффлайн - то есть в храме после службы, в воскресной школе или в личной беседе с прихожанином от онлайн - т.е. рассчитанной на интернет-аудиторию?

Папа-священник и я - блогерская семья

Настоящий семейный «блогерский подряд» во главе с настоятелем отцом Артемием Литвиновым сформировался в Колтушском храме во имя Иоанна Кронштадтского во Всеволожском районе. Батюшка не только охотно снимается в видеороликах сам, но и задействовал своих дочерей - Аню и Сашу. Девочки ведут проект «Дети-детям», в котором рассказывают сверстникам основы поведения в храме. Проект на YouTube заинтересовал известный православный телеканал «СПАС», и несколько выпусков уже показали по телевизору.

Блоги, которые начинались как любительские видео, сейчас записывают в профессиональной студии с профессиональным световым оборудованием. Об этом Online47 рассказал фотограф Колтушского храма Павел Бушуев - именно он достал оборудование для съемок юных блогеров.

«Я - главный редактор интернет-журнала о фотографии PhotoCASA, осветительное оборудование достал по бартеру взамен на рекламу в своем издании. И решил подарить его храму. Раньше для съемки блога приходилось все время арендовать сторонние площадки, а сейчас мы снимаем на своей. Это очень удобно. А съемкой и монтажом видео занимается наш прихожанин», - говорит Павел.

Студия называется «Коневец» и находится в духовно-просветительском центре им. священномученика Игнатия Богоносца, открытого при Колтушском храме по благословению епископа Выборгского и Приозерского Игнатия в начале лета.

Центр планирует стать местом встречи молодежи со всей Ленинградской области - а значит, на его студии могут появиться другие православные видеопроекты.

Павел Бушуев не только фотограф, но и пономарь храма в Колтушах. Он рассказал, что и сам записал несколько видеороликов, посвященных правилам съемки таинств Крещения и Венчания в церкви.

Блогер как интернет-миссионер

Колтушский храм зарекомендовал себя в сети, и просветительская польза от видеороликов не вызывает сомнения. Но так успешно, как в Ленобласти, дела обстоят далеко не у всех православных блогеров.

По мнению руководства Русской Православной Церкви, батюшки допускают серьезные ошибки и просчеты в ведении своих блогов, на которые они тратят личное время, средства и усилия. При этом они часто проигрывают профессиональным блогерам с хорошей техникой и возможностями раскрутки в сети по числу зрителей и активности аудитории. Им просто некому подсказать выбор стратегии для своего ресурса, в то время как известные участники YouTube нередко обращаются за консультациями к экспертам.

2 августа на сайте Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Московского Патриархата был опубликован документ о священниках-блогерах, с которым внимательно ознакомился корреспондент Онлайн47.

Если посмотреть видеоблоги батюшек, то можно выделить всего несколько форматов - это видеозапись проповеди из храма, обращение к зрителям из студии или из квартиры и съемки из паломнических и других поездок. При этом выдержанный формат и стиль ведения блогов есть буквально у единиц священников.

Поэтому высшее руководство РПЦ хочет помочь батюшкам сделать их интернет-миссию - именно так в памятке называется блогерство, успешнее и популярнее. Духовенство уверено, что хороший блог священника - это залог того, что его аудитория расширится не только среди подписчиков, но и среди прихожан.

Нет хайпу и троллям, да - мемам и трендам

Одна из главных целей обычного светского блогера - сформировать лояльную аудиторию в интернет-пастырстве - категорически не приветствуется. Священник должен приводить людей не к себе, а к Богу.

«В разной степени видеоблогер в священном сане получает определенную психологическую власть над подписчиками, что может трансформироваться в эгоцентризм, иллюзию непогрешимости и даже гуруизм, именуемый в церковной традиции любоначалием. Этот феномен, получивший в современном церковном обиходе наименование ”младостарчество”», - гласит документ.

Исходя из этого, священнику в сети нельзя использовать хайп - то есть присоединяться к обсуждению какой-то популярной темы любым возможным способом ради рейтингов, кликбейт - применение “громких” заголовков, характерных для “желтой” прессы, и троллить - то есть издеваться над другими в сети. А вот использование мемов и трендовых тем не запрещено, а определяется нормами пастырской этики и эстетики. Иначе говоря, с интернет-аудиторией пастырям церкви предлагают разговаривать на одном языке, если это поможет превратить ее из виртуальных подписчиков в реальных прихожан храмов.

Но и этот язык четко зарегламентирован в документе:

«Чуждыми для церковной традиции являются такие тренды нецерковного видеоблогинга, как ненормативная лексика, скабрезности, эротика, празднословие, лицедейство, оскорбительное поведение, унижение достоинства людей, демонстрация сцен насилия, распространение клеветы и другой непроверенной информации», - цитируем документ.

Кстати, горячо любимая множеством блогеров монетизация из цели заведения блога у священников в сети должна превратиться лишь в инструмент для создания контента, но не более того. Зарабатывание денег на блоге сверх этого православная церковь уже относит к сребролюбию.

Встречают по одежке, а провожают - по уму

Руководство РПЦ против свободного стиля одежды священника в кадре - ему рекомендовано быть, как минимум, в подряснике или даже в рясе, желательно с наперсным крестом.

Форма подачи и внешний вид священника - это лишь «верхушка айсберга», по сути, соблюсти эти правила под силу любому блогеру-священнику. Самое главное - о чем он будет говорить со своей аудиторией - если переводить на блогерский язык - какой контент будет создавать батюшка?

При разработке тем для новых выпусков священник-видеоблогер должен руководствоваться принципом христианской целесообразности, уверены в Церкви. Клирику при выборе тематики нужно избегать фактуры, в которой он совсем не разбирается, поскольку это подорвет доверие целевой аудитории.

«Наиболее доступно и эффективно доносить евангельские идеи, применяя их к узнаваемым событиям и образам. Таким образом, актуальная новостная повестка может служить поводом или точкой отсчета для проповеди на видеоканале», - сказано в документе.

И, конечно, священнику стоит остерегаться тем, которые способны разделить православных верующих по политическому, социальному или этническому признаку.

А судьи кто?

В разработке памятки для священников-блогеров участвовали иереи Святослав Шевченко, Александр Кухта и Павел Островский, иеромонахи Макарий (Маркиш) и Александр (Митрофанов), протоиереи Андрей Федосов и Сергий Воронкин. Все эти представители духовенства имеют свои блоги в социальных сетях и накопили опыт удачного и неудачного ведения пастырских блогов. Один из самых известных - блог отца Андрея Федосова «Киберпоп.ТВ», у которого около 40 тысяч подписчиков на YouTube. Судя по количеству подписчиков, а главное - по рекламе в видеороликах - у батюшки все в порядке и с контентом, и с монетизацией. В основном, священник отвечает на вопросы зрителей. Иерей Святослав Шевченко в сети не так популярен, у него нет и 3 тысяч подписчиков, зато есть собственный клип, который так и называется - «Некликабельный». А в своем последнем ролике батюшка применил правила из памятки на деле и использовал для создания контента новостную повестку - обсудил новый клип Светланы Лободы на песню «Суперстар».

Но самым популярным медиапроектом духовенства уже 5 лет остается паблик «ВКонтакте» «Батюшка онлайн», в котором священники на видео отвечают на вопросы подписчиков, которых уже около 80 тысяч человек. Проект был придуман в Ульяновске, в нем участвует около 70 духовных наставников не только из России, но и из других стран. Скоро у «Батюшек онлайн» появится свой сайт, мобильное приложение. Также у проекта есть свой благотворительный фонд, который помогает детским домам и малообеспеченным семьям. Этот опыт говорит о том, что интернет-проповедь бывает действенной и оправдана только тогда, когда виртуальные христианские слова превращаются в реальные христианские поступки.

Ксения Казанкова