Ледокол «Красин»: Уроки прошлого из страны холодного солнца

Школьники Ленобласти приобщатся к памяти о событиях 90-летней давности - спасению знаменитым ледоколом «Красин» экспедиции Умберто Нобиле.

В Петербурге сегодня открылась выставка, посвященная 90-летию спасения международной экспедиции Умберто Нобиле. На борту знаменитого ледокола «Красин» представлены флаги стран–участниц операции по спасению. Об этом журналистам рассказали организаторы экспозиции.

«Сохранять корабли – очень сложное дело, – передает корреспондент Online 47 слова генерального директора Музея Мирового океана Светланы Сивковой. – Но история «Красина», а с ней связаны самые яркие и драматические события истории, волнует очень многих людей, благодаря которым подготовлена выставка. Частично экспозиция посвящена художественному фильму «Красная палатка» – совместному советско-британско-итальянскому, 1969 года, в основу которого легли реальные события – трагедия, произошедшая с дирижаблем Нобеле». 

По словам директора филиала Музея Мирового океана «Ледокол «Красин» Ирины Стонт, на выставке демонстрируются экспонаты, посвященные содружеству государств, участвовавших в спасении участников экспедиции Умберто Нобиле.

«На открытие выставки приглашены, помимо наших соотечественников, многочисленные зарубежные гости – потомки людей, причастных к тем давним событиям», – рассказала она.

«Можно сказать, что в той операции участвовало пол-Европы. В подготовке юбилейной выставки нам активно помогал музей Мирового океана», – пояснила заведующая отделом учета и хранения музейного фонда Наталья Федотова.

Она напомнила, что «Красин» – это единственное сохранившееся на плаву в России судно, участник полярных конвоев и морских сражений в годы Великой Отечественной войны.

Об истории «Красина» и спасении экспедиции Умберто Нобиле вспоминают сегодня и школьники. В нескольких образовательных учреждениях Гатчинского района Ленобласти проходит специальный урок истории «Легендарный «Красин». Спасение экспедиции Нобеле».

Напомним, ровно 100 лет назад на британских верфях в Ньюкасле по заказу российского Главного управления кораблестроения построили ледокол «Святогор», тогда – самый мощный в мире. В марте 1917 года судно было зачислено в состав флотилии Северного Ледовитого океана, на нем был поднят Андреевский флаг.

Это единственный ледокол в мире, совершивший два кругосветных путешествия. После того, как он был переименован в «Красин», в 1928 году, корабль получил мировую известность как спасатель итальянской экспедиции генерала Умберто Нобиле.

Дирижабль «Италия» 23 мая 1928 года отправился с западного побережья Шпицбергена и спустя два дня потерпел аварию. Семь из шестнадцати членов экспедиции погибли. Сложнейшая спасательная операция длилась около месяца.

А в 1934 году «Красин», входивший в пятерку самых мощных советских ледоколов, участвовал в спасении другой полярной экспедиции — челюскинцев.

Летом 1941 года «Красин» стоял на якоре в бухте Провидения на Чукотке и с началом курсирования Полярных конвоев стал боевым кораблем. За годы Великой Отечественной войны ледокол совершил кругосветный морской поход продолжительностью 885 суток, был участником морских сражений.

Последний арктический поход «Красин» совершил в 1971 году, а в 1972-м был переоборудован в энергобазу и передан Мингеологии СССР. В конце 80-х годов прошлого столетия ледокол был на грани гибели – его хотели утилизировать или продать за границу. Но было организовано движение по его защите, и корабль удалось отстоять. «Красин» с тех пор – ледокол-музей.

Евгения Дылева

Фото: wikipedia.org