22 октября, 15:14

История, замешанная на вере: неправославные храмы Ленобласти

Многонациональная и многоконфессиональная Ленобласть открывает своим гостям двери в увлекательную историю Средневековья.

История земли ленинградской неразрывно связана с культурой и религией огромного количества народов. Во многих районах области можно встретить удивительные памятники архитектуры, пережившие не одно столетие. Их уникальность в том, что они позволяют прикоснуться к душе европейского Средневековья и узнать что-то новое об истории своей родной земли и предков, которые на ней жили.

Лютеранский собор Святых Петра и Павла в Выборге

Фото: группа ВК «Приход Свв. Петра и Павла (Выборг)»

Собор, расположенный в старой части Выборга на Пионерской улице, начали строить в 1793 году на деньги лютеранских общин Петербурга, Нарвы, Тарту и Риги. Не все пошло гладко: приготовленные и сложенные на стройплощадке материалы уничтожил пожар. Пришлось вновь собирать деньги. Завершить строительство удалось лишь в 1799 году. Храм собирались освятить в честь святой Екатерины, но к моменту окончания строительства на российский престол взошел сын Екатерины II Павел I, поэтому покровителями нового собора стали святые апостолы Петр и Павел.

Главные особенности собора – алтарь, выполненный в стиле Людовика IV, и старинный орган, привезенный из Ганновера. До наших дней ни алтарь, ни орган не дожили – в 1940 году после окончания Советско-финской войны они были уничтожены. В соборе разместился клуб. Во время Великой Отечественной войны в храме возобновились богослужения, однако после окончательного взятия Выборга советскими войсками из него вновь сделали клуб. Установили сцену и кинобудку, а каменные полы заменили на деревянные, что существенно ухудшило акустику.

Лишь в 1991 г. собор Петра и Павла вернули лютеранской общине, которая незамедлительно провела его повторное освящение. Здание было отремонтировано. В 1996 г. в Эстонии приобрели новый алтарь. Позже здесь появился и орган. А в 2001 г. на Балтийском заводе отлили колокол.

В 2009 г. на площади перед собором был установлен памятник епископу Микаэлю Агриколе – копия бюста, некогда стоявшего перед входом в новый кафедральный собор Выборга.

Собор Петра и Павла действует по сей день. Здесь проводятся службы лютеранской общины, работает воскресная школа, а по вечерам проходят хоровые и органные концерты.

Кирха Святой Марии Магдалины в Приморске

Фото: wikimedia.org

Лютеранскую кирху Койвисто (так назывался Приморск в те времена, когда его земли принадлежали Финляндии) строили четыре года, с 1900-го по 1904-й. Выполненная в стиле северного модерна, она является уникальным памятником европейской архитектуры. Наружные стены крестообразного здания сделаны из гранита, а внутренние – из красного кирпича.

В начале XX века убранство кирхи поражало богатством: дубовые скамьи, хрустальные люстры, золотая посуда, ручная роспись на стенах по мотивам библейских сюжетов. Ходили слухи, что кресты, венчающие храм, выполнены из чистого золота. На самом деле они сделаны из дуба и покрыты медью. Но главный предмет роскоши – шикарный орган на 31 регистр, изготовленный по заказу на финской фабрике. Деньги на него – 22,5 тысячи марок – подарил приходу Койвисто царь Николай II, посетивший кирху вскоре после ее открытия в 1904 году.

В годы Великой Отечественной войны кирха сильно пострадала при обстреле, но продолжала служить людям в мирное время. Правда, о святости ее забыли. В разные годы здесь располагались Дом культуры, конюшня, клуб моряков, магазин, бар и даже ночная дискотека. В наши дни в храме работает краеведческий музей. В основе экспозиции – наследие финской эпохи, находки с полей сражений Великой Отечественной войны, экспонаты, связанные с историей Приморска и его окрестностей, – старинные фотографии, предметы быта.

К 2010 году здание кирхи окончательно обветшало. За счет пожертвований удалось заменить балки и отремонтировать крышу, но на этом реставрация закончилась.

Кирха в Приозерске

Фото: wikimedia.org

Еще одним памятником архитектуры в стиле северного модерна является лютеранская кирха в Приозерске. Она была построена в 1930 году, когда город был финским и носил название Кякисалми. Внешне благодаря гранитной кладке здание напоминает архитектуру крепости Корела. Камни для сооружения стен, кстати, были привезены с Ладоги.

В последующие годы кирхе пришлось пройти множество нелегких испытаний. Во время бомбежек Советско-финской войны одна из бомб, проломив крышу и перекрытия, взорвалась прямо на полу храма. После той войны финны восстановили кирху, однако вскоре, в 1940-м, город отошел к СССР и в здании церкви расположилась база особого отряда НКВД. Чекисты настолько серьезно переоборудовали под свои нужды весь интерьер, что вернувшиеся вслед за тем на время финны (в 1940–1944 годах Кякисалми вновь был занят их войсками) даже не смогли возобновить в нем богослужения.

Когда же все войны были позади, у кирхи настали самые тяжелые времена. В 1945-м с нее трактором сдернули гранитный крест (Бог отомстил обидчикам: один из рабочих остался без глаза, когда с крыши полетели доски). Церковь превратили в ДК, а позже, в начале 2000-х, – в центр досуга молодежи. По ночам здесь устраивали дискотеки и разливали горячительные напитки. В 2002 г. случился пожар, уничтоживший всю внутреннюю отделку.

В 2014 г. областная прокуратура признала, что объект культурного наследия находится в аварийном состоянии, наказала за это чиновников администрации Приозерского района и выдала предписание восстановить храм, однако до сих пор серьезная реставрация ему только снится. Осмотреть кирху можно только со стороны, для посещений она закрыта.

Католическая церковь Пресвятой Девы Марии Кармельской в Гатчине

Фото: Игорь Романовский, группа ВК «Храм Пресвятой Девы Марии Кармельской»

Этот храм, построенный и освященный в ноябре 1911 г., несмотря на всю свою привлекательную монументальность в стиле неоготики, недолго служил верующим. Сначала его почти на год закрыли в 1922 г. – за отказ священника сдать «сакральные богослужебные предметы» по требованию советской власти, затем в 1939 г., после ареста другого священника, обвиненного в антисоветской пропаганде.

В разные годы здесь размещались пекарня, столярная мастерская и гараж. До 1994 года, когда храм был возвращен католической церкви, дожили только руины здания. После частичного восстановления в алтарной части начали проводить богослужения.

На сегодняшний день церковь считается действующей, но реставрационные работы продолжаются.

Костел Святого Николая в Луге

Фото: Андрей Романенко, wikimedia.org

Еще один памятник архитектуры в стиле неоготики находится в Луге, на улице Урицкого. Храм Святого Николая был построен в 1902 году из красного кирпича, но службы в нем начали проводить лишь спустя два года. В 1909-м на колокольне был установлен колокол, освященный во имя святого Гавриила.

Изначально здание венчал остроконечный шпиль, но до наших дней он не сохранился.

Как и в Гатчине, храм закрывался несколько раз, менял хозяев, реконструировался то под Дом культуры, то под спортзал, то под танцплощадку.

В середине 1990-х после волны ходатайств со стороны местных прихожан храм был передан католической церкви. Здесь было проведено повторное освящение. С тех пор службы в храме проводятся регулярно.

Церковь Святого Апостола Петра в Гатчине

Фото: wikimedia.org

На фасаде действующей лютеранской церкви в Гатчине выбит год ее постройки – 1800-й. Возводили новое здание больше десяти лет по типовому проекту, но с небольшими изюминками. Самой главной из них стала фигурка петуха на полутораметровом шпиле, благодаря которой в народе кирху прозвали «церковью петуха». Петуха было видно из Гатчинского дворца. Он символизировал раскаяние апостола Петра. Согласно новозаветному преданию, Иисус во время Тайной вечери предрек предательство своего ученика, сказав ему: «Петух не успеет пропеть, как ты трижды отречешься от меня». Пророчество сбылось, а когда закричал петух, Петр вспомнил об этих словах и горько раскаялся.

Есть пара занятных легенд о предыстории создания церкви. Согласно одной из них император Петр III во время охоты в этих краях заблудился в лесу и смог выбраться благодаря петушиному крику. В благодарность о своем спасении он приказал построить церковь на месте, где оно произошло. Вторая легенда связывает строительство храма с Павлом I, сыном Петра III и Екатерины II, который якобы на самом деле был внуком лесника, жившего в охотничьем домике под Гатчиной. Ребенка, мол, подменили, когда Екатерина родила мертвого сына от своего фаворита Салтыкова, и воспитали как наследника престола.

Пострадавшую в годы войны 1941–1945 гг. кирху в отличие от большинства ее собратьев восстановили, но уже не в первозданном облике: остроконечный шпиль заменили типовой четырехскатной кровлей. А после использовали как зернохранилище колхоза «Малые Колпаны» и как здание артели «Промстроймат».

Лютеранской церкви здание храма вернули лишь в 1990 году. С декабря 1991 г. по сей день здесь проводятся регулярные богослужения для местной общины ингерманландских финнов – евангелическо-лютеранской церкви Ингрии.

Материалы подготовили Анастасия ПЕТРОВА, Александр ТЕЛЕГИН