По пути «Фрама»: Прошлое и сегодняшние исследования северных широт

РГО издан «Национальный Атлас Арктики», исследования продолжаются

Истории выдающихся дрейфов судов в Центральной Арктике, традициям и преемственности в исследованиях северных широт посвящена выставка, которая открылась сегодня в Российском государственном музее Арктики и Антарктики. Об этом сегодня сообщила журналистам директор Российского государственного музея Арктики и Антарктики (РГМАА) Мария Дукальская, передает корреспондент Online 47.

«Начинаем выставку с двух исторических событий: 125-летию со времени экспедиции судна «Фрам» Нансена и 100-летия экспедиции Амундсена. А заканчиваем – современными планами исследований Арктики, в частности, экспозицией, рассказывающей о строительстве ледостойкой самодвижущейся платформы «Северный полюс» на предприятии «Адмиралтейские верфи». А главное, исследования продолжаются».

По её словам, для того чтобы исследования Арктики имели продолжения, о них должны знать дети, потому пригласила на экспозицию петербуржцев, жителей Ленинградской области и гостей мегаполиса вместе с детьми. 

То, что важной частью истории, как Норвегии, так и России остаются исследования Арктики, отметила врио генерального консула Королевства Норвегия в Санкт-Петербурге Катрине Нетланд. «Надеюсь, что вы уже видели выставку о взаимовыручке во время арктических исследований, которая подготовлена усилиями Норвегии и России, в том числе и Российского Географического общества», – напомнила она. – Мир очень быстро меняется, а Арктика – ещё быстрее. Огромное значение имеют исследования, позволяющие предотвратить негативные климатические процессы, которые диктует «переменчивая» Арктика».  

По словам директора Арктического и Антарктического НИИ (ААНИИ) Александра Макарова, арктические экспедиции станут непрерывными, ежегодными. «Надеемся, что к исследованиям примкнут молодые учёные», – сказал он.

Выставка «По пути «Фарма»» продлится в Российском государственном музее Арктики и Антарктики до апреля.

Шхуна «Фрам», построенная Фритьофом Нансеном, была вморожена в лед в 1893 году, и в течение трех лет прошла вместе с дрейфующими льдами через центральный район Северного Ледовитого океана.

Напомним, что Норвежская полярная экспедиция (1893-1896 гг.) на корабле «Фрам» преследовала цели исследования высоких широт Арктики и достижения географического Северного полюса. Руководитель — Фритьоф Нансен.

Экспедиция стала прорывом в методах полярных исследований: впервые в мировой практике небольшая команда сознательно вморозила специально построенное экспедиционное судно в паковые льды с целью систематических комплексных исследований бассейна Северного Ледовитого океана. Нансеном и Ялмаром Йохансеном была предпринята попытка достижения Северного полюса на собачьих упряжках, в результате 6 апреля 1895 года они добрались до 86° 13.6’ с. ш., что было в то время абсолютным мировым рекордом. Первая полярная экспедиция XIX века, в ходе которой не было потеряно ни одного человека.

Напомним, что Русским географическим обществом – РГО (губернатор Ленобласти Александр Дрозденко возглавляет попечительский совет Ленинградского областного отделения РГО), издан «Национальный атлас Арктики». Объём того издания – около 500 страниц. 

Евгения Дылева