16 ноября 2018

Дмитрий Поштаренко раскрывает секрет «Прорыва»

Автор трехмерной панорамы «Прорыв» в Кировском районе и других не менее масштабных выставочных проектов, реализованных в нескольких городах России, Дмитрий Поштаренко ответил на вопросы Онлайн47.

Одним из важных событий этого года в Ленобласти стало открытие в Кировском районе музея-панорамы «Прорыв», посвященного битве за освобождение блокадного Ленинграда на легендарном Невском пятачке. Теперь это один из самых популярных музеев: каждые выходные здесь выстраивается очередь посетителей не только со всего региона, но и со всей страны.

Создатели панорамы — группа энтузиастов «Невский баталист», образованная участниками поискового движения. Их лидеру Дмитрию Поштаренко еще нет тридцати, но за его плечами создание нескольких масштабных исторических панорам в 3D-формате, среди которых «Герои Брестской крепости» в Рязани, «Битва за Берлин. Подвиг знаменосцев» в Москве, «Кёнигсберг-45. Последний штурм» в Калининграде.

Дмитрий родом из Шлиссельбурга и все детство провел на Невском пятачке, участвуя в раскопках. Он рассказывает о том, как пригодился ему опыт поисковика при создании историко-художественных панорам, и о планах на будущее.


— Почему вы решили делать трехмерные панорамы?

— Идея созревала постепенно, с тех пор как я занялся созданием выставок. Со временем понял, как сделать их интереснее для зрителей. Решил совместить разные жанры — музейные экспозиции, кино, театр. К тому же мне с детства хотелось проникнуть внутрь диорамы. Сейчас такая возможность есть у каждого посетителя панорам «Невского баталиста». В нашем арсенале уже около 13 проектов.

— Почему вы и ваши друзья так любите историю?

— Я вырос в Шлиссельбурге, рядом с тем местом, где была прорвана блокада. Как многие мои сверстники, в детстве я не увлекался компьютерными играми. А все время проводил на Невском пятачке, на зольнике, и не вылезал из раскопок. Мне было интересно расчищать окопы и траншеи, находить останки солдат. Все происходящее я впитывал как губка. Поэтому могу посекундно представить моменты боя. Многие из команды «Невского баталиста» тоже поисковики.

Как вы добиваетесь достоверности? Для этого надо обладать режиссерским видением или иметь художественное образование?

— Информацию черпаю из разных источников и все полученные сведения пропускаю через себя, а затем с помощью художественных методов воплощаю в жизнь. Так и достигается реалистичность экспозиции.

Что касается образования, я окончил в Кировске колледж по специальности «прикладная информатика», а потом поступил в институт, специальность - «связи с общественностью». Еще отучился на курсах художника по костюмам театра и кино, а сейчас посещаю курсы скульптуры. И очень рад, что у меня нет профильного образования скульптора или живописца, а все знания я приобрел самостоятельно. Многие профессионалы предпочитают использовать определенный набор инструментов, не выходя за его рамки. В итоге случается профессиональная деформация. Стараюсь с этим бороться, чтобы взгляд никогда не был замылен. Со временем приобретается опыт, и каждая последующая работа становился лучше.

Самое главное — не превращать свои проекты в конвейер, а подходить к каждому из них индивидуально. Это помогает избежать штампов и создать нечто по-настоящему интересное зрителям.

Трехмерные панорамы дают возможность зрителям буквально погрузиться в историю.

Трехмерные панорамы дают возможность зрителям буквально погрузиться в историю.


— Одно дело придумать выставку, другое — организовать, найти помещение. Как вам удается договориться с музеями?

— Когда инициатива исходит от нашей команды, мы сами ищем помещение. Например, один из способов — получить грант и использовать его в том числе на размещение выставки. Но иногда запрос на экспозицию исходит от музея, тогда он сам предоставляет нам помещение.

— Много ли времени уходит на подготовку выставки?

— Всё зависит от ее объема и других факторов. Бывает, что требуется предварительный этап — сбор информации. Он может занять целый год, но чем дольше вынашиваешь идею, тем лучше результат. Чем больше ты с ней живешь, думаешь о ней, тем реалистичнее воплощение.

Самый большой враг экспозиции — срок, который нам ставит заказчик. В советское время диораму писали два-три года, а мы на «Прорыв» потратили всего лишь четыре месяца. А ведь он в несколько раз объемнее.

Над созданием экспозиции трудятся десятки людей. Бутафор Евгений Коновалов работает над макетом немецкого самолета.

Над созданием экспозиции трудятся десятки людей. Бутафор Евгений Коновалов работает над макетом немецкого самолета.

— Всегда ли вы довольны своей работой?

— У меня свое видение каждого из проектов, но не всегда получается донести его до посетителей через экскурсоводов. И они не обязательно любят экспозицию так же, как я. Иногда даже ругаюсь с некоторыми музеями по этому поводу. Но есть и моменты, которые меня подпитывают: например, хорошие отзывы о наших работах в соцсетях. Они очень бодрят и мотивируют.

— Какой ваш любимый музей?

— Со многими у меня связаны памятные воспоминания. Недавно я был в Приморском музее имени В. К. Арсеньева во Владивостоке. Экспозиция, посвященная знаменитому путешественнику, сделана из фанеры, местами не покрашенной и криво обрезанной. Но смотрится так душевно и интересно, что все равно очаровываешься его личностью. Меня это тронуло.

— Значит, успех выставки не зависит от качества экспонатов?

— Он строится на совокупности нескольких факторов. В том числе очень важен человеческий: если в музее есть люди, увлеченные своей работой, — такой музей будет процветать. Главное любить то, что ты делаешь, и делать это хорошо. Немаловажную роль играет и поддержка власти — от администрации президента до местных муниципалитетов.

Дмитрий Поштаренко показывает трехмерную панораму «Прорыв» президенту Владимиру Путину.

Дмитрий Поштаренко показывает трехмерную панораму «Прорыв» президенту Владимиру Путину.


— Продолжаете ли вы сейчас поисковые работы?

— Да, как раз в конце октября был на раскопках на Невском пятачке. Работали на зольнике, нашли останки пятерых солдат. Но теперь это получается не так часто, как раньше: график команды «Невского баталиста» расписан на несколько лет вперед.

— Что бы вы пожелали молодым ребятам, которых влечет поисковое движение, но они не знают, с чего начать?

— Ближе пообщаться с людьми, которые разделяют их интересы и у которых уже есть опыт. Чтобы понять, твое это или нет. А дальше — двигаться вперед, искать информацию, читать, интересоваться историей. Если человек чего-то действительно хочет, у него все получится. И нужные люди найдутся, и необходимые знания появятся.

— Над чем сейчас работает «Невский баталист» и какие планы на будущий год?

— В планах у нас создание большой трехмерной экспозиции в Петербурге. Мы подавали заявку на грант и надеемся, что нам дадут помещение, вопрос решается. Параллельно сотрудничаем с четырьмя музеями в разных регионах. Обсуждаем концепции, строим планы, но к монтажу еще не приступили.

В этом году начали делать панораму в Брестской крепости. Она будет посвящена разным историческим периодам и событиям: созданию фортификационных сооружений; времени, когда крепость принадлежала полякам; подписанию Брестского мира. Помещения там небольшие, но экспозиции получатся достаточно емкими. Они станут первой работой «Невского баталиста» на территории другого государства. Белоруссия мне очень близка. В детстве в гостиной у моей бабушки стояла фарфоровая статуэтка — каска с надписью «Брестская крепость». Еще у нас дома были открытки, недавно я их нашел. Мы монтируем выставку в казармах, где держали оборону солдаты, а обедаем напротив реки Буг. Эта работа принесла нам особенные впечатления.

Монтаж новой выставки в Брестской крепости.

Монтаж новой выставки в Брестской крепости.


Беседовала Ксения КАЗАНКОВА

Фото: batalistneva.ru, группа ВК «Музей-заповедник «Прорыв блокады Ленинграда», страница ВК Дмитрия Поштаренко