28 ноября, 19:16

Губернаторские авто: индекс «Патриота»

Онлайн47 составил рейтинг скромности первых лиц Северо-Запада.

Для хорошего губернатора семь верст не крюк. Если, конечно, первое лицо региона не брезгует работать за пределами уютного кабинета, ездить в районы и встречаться с людьми. Почти все главы регионов Северо-Запада объезжают свои вотчины регулярно и без оглядки на расстояния. Их служебные автомобили – не только дань высокому статусу, но и суровая необходимость. Но во что это обходится местным бюджетам?

Мы решили выяснить, кто из губернаторов Северо-Запада готов заботиться о комфорте своего высокопоставленного тела не жалея бюджета, а кто в первую очередь воспринимает машину лишь как средство добраться из пункта А в пункт Б. Кто способен аскетично годами «донашивать» служебное авто за своим предшественником, а кто предпочитает новенький люксовый салон и «мечту параноика» - бронированный сейф на колесах.

Украшает ли губернаторов скромность, или «понты» дороже денег, судить не нам, а скорей избирателям.

Следствие ведут ездоки

Составить автомобильный рейтинг скромности первых лиц регионов оказалось очень непросто.

Вроде бы – вот же губернаторская машина, каждый день появляется то в одном районе, то в другом. А попробуй спросить очевидцев, рядовых жителей: «На каком авто ездит глава региона»? Редкий собеседник сможет назвать хотя бы марку. Не потому, что скрывают, — просто как-то внимание не обращают. «На большом и красивом», - отшучиваются. Официальные же лица, понятное дело, подробности о представительских средствах передвижения своего начальства предпочитают не выдавать. Отчасти из соображений безопасности. Но главным образом потому, что бояться опорочить тех, кому служат верой и правдой. Ведь дорогие служебные машины сегодня ни сверху, ни снизу не поощряются. Иметь-то их все равно очень хочется, но лишний раз, да еще и с посторонними, лучше не обсуждать.

Пришлось обратиться за помощью к друзьям и коллегам, а также изучить творчество дотошных автолюбителей, случайно или умышленно ведущих фотоохоту на чиновников. Стал ли «слуга государев» участником ДТП, неправильно припарковался или пронесся по городу с кортежем — фото и видео тут же появляется в интернете. Дальше – дело техники: «пробить» машину по базам ГИБДД и уточнить информацию в доступных источниках.

Кстати, те же автомобилисты подсказали и наиболее объективный порядок составления нашего рейтинга. Каждую губернаторскую машину мы оценили исходя из текущей стоимости подобных авто с пробегом в домашнем регионе, с учетом года выпуска и технических характеристик. А затем для наглядности подсчитали, сколько отечественных машин можно купить в пределах суммы, затраченной на приобретение статусного авто. Наши читатели предлагали перевести «членовозы» в «Логаны» или «Калины». Но мы же не звери, поэтому остановили свой выбор на родном и брутальном вездеходе «УАЗ Патриот» стоимостью 950 тысяч рублей за модель 2018 года в демократичной комплектации «Престиж».


От «вагончиков» до броневиков

Вопреки здравому смыслу, но объективности ради приходится признать, что самым скромным губернатором оказался владелец одного из самых дорогих среди участвующих в нашем рейтинге служебных автомобилей.

№1

Стоимость черного служебного лимузина Genesis G90 Limousine 2018 года выпуска, на котором сегодня передвигается губернатор Калининградской области Антон Алиханов, на официальном сайте компании-производителя оценивается в 6,27 млн рублей. На те же деньги сегодня можно купить 6 «Патриотов» - и еще на одну «Ладу Калину» останется (индекс 6,6).


Машина, конечно, поражает воображение своей роскошью. Удивляют и существенно возросшие аппетиты Алиханова, который до недавних пор предпочитал демократичную Kia. Но… ни своих, ни бюджетных денег губернатор Калининградской области на покупку этого авто не потратил. Люксовый лимузин Алиханову подарили 14 февраля этого года на День всех влюбленных. Кто подарил – история умалчивает.

После таких презентов по-новому начинаешь смотреть на традиционные «валентинки», носки и пену для бритья. И, несмотря на 6,6 «Патриота», формально именно Алиханов возглавляет наш рейтинг самых скромных губернаторов Северо-Запада.

№2

На втором месте по аналогичным причинам оказался владелец отнюдь не самой дешевой служебной машины – губернатор Новгородской области Андрей Никитин. Просторы региона чиновник предпочитает объезжать на Toyota Land Cruiser 200 стоимостью около 3,8 млн рублей (ровно 4 «Патриота»). Если бы эта машина была куплена на бюджетные деньги, Никитин имел бы все шансы оказаться во второй половине нашего рейтинга. Но, как удалось выяснить нашему изданию, «крузак» новгородский губернатор приобрел на личные средства, а после щедро подарил региону и сегодня использует как служебное авто. Умолчим про обслуживание некогда личной машины за счет регионального бюджета. В любом случае Никитину – за широту его души – достается вторая строчка рейтинга скромности.

№3

Дальше все гораздо проще. Черный служебный Lexus LX 570 главы Республики Коми Сергея Гапликова обошелся региональному бюджету в 2008 году в 3,87 млн рублей (4,01 «Патриота»). Но правила едины для всех: учитываем, что за годы пробега по областным дорогам машинка существенно подешевела. Сегодня стоимость такого же десятилетнего «лексуса» оценивается на уровне 1,9 млн рублей (2 «Патриота»). Отсюда заслуженное третье место в рейтинге.

№4

Четвертое место вполне искренне отдаем главе Республики Карелии Артуру Парфенчикову и его «двухсотой» Toyota Land Cruiser 2013 года стоимостью 2,2 млн рублей (2,3 «Патриота»).

№5

Даже немного обидно становится за один из самых демократичных на Северо-Западе «вагончиков» губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, Volkswagen Multivan, купленный два года назад. Сегодня такой микроавтобус можно приобрести за 2,65 млн рублей (2,78 «Патриота»). Если бы мы учитывали стоимость машин сопровождения, то Александр Дрозденко имел бы все шансы занять самые первые строчки нашего рейтинга — дополнительным транспортом его губернаторская свита обычно не пользуется, все участники поездки размещаются на борту мультивена. Но пока — вполне достойное пятое место.

№6

На шестой строчке укрепился глава Ненецкого Автономного округа Александр Цыбульский со своей Toyota Land Cruiser 200 за 2,7 млн рублей (2,84 «Патриота»). Хотя, говоря откровенно, воспользоваться блестящей черной иномаркой удается ему не всегда. Судя по фотографиям в СМИ и на личной страничке губернатора «ВКонтакте», Цыбульский чаще передвигается по территории региона на оленьих и собачьих упряжках, нежели на служебном авто.


№7

Губернатор Вологодской области Олег Кувшинников тяготеет к Lexus LX 570. Возможно, с учетом возраста служебных авто он мог бы претендовать на звание скромняги, если бы довольствовался одной машиной. Но, судя по данным из открытых источников, за главой региона закреплено сразу два автомобиля одной и той же модели. Разница лишь в цвете и годе выпуска. Кувшинников, судя по всему, под настроение чередует серебристый «лексус» 2009 года и черный — 2008-го. Объективно суммируем текущую стоимость машин — 3,8 млн рублей (4 «Патриота»). Получаем всего лишь седьмое место.

№8

На фоне популярных среди чиновников «тойот» и «лексусов» заметно выделяется губернатор Мурманской области Марина Ковтун. Скандал вокруг дорогущей покупки BMW 750Lxi CBU xDrive за 4,59 млн бюджетных рублей (4,83 «Патриота») в свое время ославил регион на всю Россию. Старожилы рассказывают, что приобретение эксклюзивной «бэхи» стало одним из первых указаний заступившей на пост губернатора Ковтун.


Припоминают ей и оперативную смену серийного правительственного номера на самый обычный (в простонародье – «кривой») из-за увлечения нумерологией, и гонки по встречке, и парковку под запрещающим знаком. Целый спектр стереотипных автошалостей, более присущих золотой молодежи, а не представителям правящей «элиты». Ну, и как следствие — 8-я строчка из 11.

№9

Если бы мы составляли антирейтинг самых нескромных губернаторов, «бронзу» бы уверено завоевал губернатор Архангельской области Игорь Орлов. Его синий Lexus LX 570 2016 года выпуска с учетом пробега оценивается в районе 5 млн рублей (5,26 «Патриота»).

№10

Губернатор Псковской области Михаил Ведерников служебную машину себе не покупал и пока что «донашивает» за своим предшественником Андреем Турчаком микроавтобус Mercedes Sprinter в люксовой комплектации за 5,8 млн рублей. Тем не менее, пересчет на 6 «Патриотов» беспощаден, и Ведерникову мы можем предложить только 10-ю строчку рейтинга.

№11

Аналогичная картина и с унаследованным от экс-губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко бронированным Mercedes-Benz S-Klasse W221 Guard, на котором сегодня по северной столице и ее окрестностям перемещается и.о. главы региона Александр Беглов. Одни только бронированные шины на эту машину (на сайте госзакупок мы нашли такой лот) стоят по 850 евро за штуку. А комплект летней резины соизмерим со стоимостью новенького «Матиза» в максимальной комплектации. Определить точную стоимость люксового броневика Беглова мы не сможем, поскольку подобные авто на территории России (по крайней мере через народные сайты объявлений) не продаются.


По словам знатоков, приобрести такую машину можно только под заказ за рубежом, ценник стартует от полумиллиона евро. «Переварить» суммы такого порядка мы не в силах, поэтому в качестве ориентира взяли среднюю стоимость подержанного «Мерседеса» S-класса 7-й серии, которая варьируется от 5,9 до 12 млн рублей. В любом случае, даже по самым скромным оценкам, служебное авто и. о. губернатора Санкт-Петербурга можно обменять как минимум на 6 «Патриотов», и еще на бензин деньги останутся.


Роскошь или средства передвижения?

Оценивая расточительность глав регионов, мы умышленно не стали рассматривать общие суммы бюджетных расходов на их содержание. Как показывает практика, они часто аккуратно «размазываются» по окрестным расходным статьям региональной казны, и практически невозможно свести все это к единому знаменателю. С машинами же скромность чиновников оказывается куда наглядней.

В большинстве своем наши губернаторы предпочитают японские «тойоты» - «крузеры» и «лексусы» - и в целях экономии не брезгуют «загонять» свои служебные машинки до полного истощения ресурса прочности. Некоторые регионы демонстрируют сдержанность при обновлении правительственного автопарка, обращая внимание на менее дорогие демократичные марки авто, хотя любовь к роскоши все равно пока что сильна.

Мы не призываем пересадить всех высокопоставленных чиновников на российские автомобили или импортный эконом. Комфорт и надежность немецких или японских машин нам, к сожалению, не переплюнуть. Но, по нашим расчетам, 12 служебных автомобилей 11 губернаторов Северо-Запада в сумме стоят столько же, сколько 47 автомобилей «УАЗ-Патриот». Напомним, во вполне приличной комплектации. И это уже повод задуматься: непатриотично как-то получается.

Александр Телегин