03 декабря, 17:26

Дикие горки для зимних покатушек

Помимо крутых горнолыжных курортов и баз отдыха, есть в нашем регионе и дикие места, где можно превосходно отдохнуть не только с пользой для здоровья, но и не в ущерб кошельку. Разориться придется разве что на дорогу, но это не так дорого, как съездить на горнолыжный курорт.

Сие увеселение нравится народу

Когда-то и богачу, и бедняку были доступны бесплатные зимние удовольствия: катания со снежной или ледяной горы, с берегов застывшего водоема.

Покатушки — забава старинная, и на Руси катальные горки всегда были словно медом намазаны что для детей, что для взрослых — людей всех возрастов и сословий. Традиция эта существует с допетровской эпохи.

Для покатушек использовали и горки, сделанные из дерева, и ледяные склоны разной величины. В деревнях заливали ледяные дорожки — чем склон круче, тем веселее. Летишь — и дух захватывает! Горки по бокам украшали елками, шариками, флажками, снежными и ледяными скульптурами.

Продолжение горки — расчищенную от снега и залитую водой дорожку — называли «раскатом» или «хвостом». В деревнях горки были 6–8-метровыми, длиной до 25 метров, с раскатом до 200 метров.

Местный медик, этнограф и путешественник XVIII столетия Иоганн Готлиб Георги (известный в России как Иван Иванович Георги) писал: «Сие увеселение столь нравится народу, что и простые женщины, и молодые люди лучшего состояния в оном участвуют».

Существовало поверье, что люди, катаясь с горок, не дают земле крепко спать (предполагалось, что она по весне быстрее проснется), что дети быстрее растут, взрослые становятся счастливее, а пожилые увеличивают свои шансы на долголетие.

Царское удовольствие

Императрица Елизавета Петровна любила съезжать с царских горок на лыжах. Не менее страстной поклонницей зимних катаний была Екатерина Великая. Чаще всего она устраивала их в Царском Селе (нынче это часть городской территории), но иной раз не брезговала посреди зимы прокатиться на шикарно расшитом коврике и за городом.

Маскарадные сани Екатерины II в Конюшенном музее Санкт-Петербурга.

Маскарадные сани Екатерины II в Конюшенном музее Санкт-Петербурга. Медиапортал Государственного исторического музея mediashm.ru

Однажды знаменитый знаток старины писатель и краевед Михаил Пыляев припомнил в одной из своих книг, как граф Орлов спас Екатерину, когда та каталась с высоких деревянных горок в колеснице, и медное колесо выскочило из колеи. «Орлов, стоя на запятках, на всем раскате спустил ногу на ту сторону, где была опасность, а рукой схватился за перила и таким образом удержал колесницу», — написал Пыляев и предостерег любителей покатушек от излишнего риска, посоветовав кататься «быстро, но с предосторожностью».

Катальные горки строились и при царских палатах. Они были установлены в Зимнем, в Александровском дворцах, а при императоре Павле в начале XVIII столетия катальная гора появилась и в Гатчине.

Любопытно, что так называемые американские горки на самом деле появились в России. В дворцовом ансамбле Ораниенбаума под Санкт-Петербургом такая горка впервые была сооружена по проекту архитектора Ринальди в 1762–1774 годах.

Рогульки, корёжки, лотки

Если катальные горки императрицы были поистине сложными инженерными сооружениями, то простой, не сановный люд облюбовал покатые склоны и вместо роскошных колясок, ковров и саней использовал самые разные приспособления. С течением времени они менялись. Сначала были любимы народом катульки с заостренными впереди досками (прадеды современных санок и тюбинга — ватрушек). Потом к ним прибавились ледянки-решета — переплетающиеся ряды деревянных прутьев, обмазанные навозом и покрытые коркой льда. Были варианты попроще: лубьё (липовая кора), катанки или буки (старые подмороженные корзинки), рогожи, лотки (распиленные пополам чурки с уплощенным подмороженным основанием и выдолбленным сверху углублением), корёжки (деревянные ладьи с сиденьем в середине). Как тогда, так и теперь к санкам привязывалась веревка, чтобы удобнее было после спуска забраться обратно на горку и поднять их за собой.

К концу XIX стали очень популярны финские сани. Сейчас интерес к ним заметно потерял свою силу, но кто знает, возможно, наши люди о них еще вспомнят.

Переправа через Неву на финских санях, 1885 год.

Переправа через Неву на финских санях, 1885 год.


Самые популярные

Вот оно счастье: снег, горка, мороз, теплые варежки... Веселую традицию не приходится возрождать, она просто продолжается. Только теперь вместо лотков и корёжек преимущественно ватрушки: замечательные надувные круги, огромные и поменьше.

В Ленинградской области бесплатно покататься можно как с небольших горок, так и с высоких склонов.

Очень много красивых, рельефных мест без труда можно найти к северу от Петербурга, в Приозерском и Всеволожском районах. Например, близ деревни Суоранда Всеволожского района. Горки здесь разные, необычные. Организованного проката инвентаря и инфраструктуры здесь нет, зато есть простор и чистый воздух.

Немало замечательных мест для катания с горок и на коньках в Выборге и его окрестностях. К примеру, Батарейная гора или парк «Монрепо». К слову, ватрушечными и лыжными местами славится весь Карельский перешеек.

Устраивать бесплатные покатушки можно и в южных районах. Например, на Дудергофских высотах (холмах ледникового происхождения, часть которых — Кирхгоф — расположена в Ломоносовском районе). Найти такие места можно и в Кингисеппском районе, и под Лугой.

И вовсе уж безграничны возможности для покатушек в отдаленных районах Ленобласти — Волховском, Подпорожском, Лодейнопольском. Точные места даже нет смысла называть, настолько их много. Только при катании на горках обязательно соблюдайте технику безопасности. Радость и удовольствие гарантированы. Был бы снег!

pixabay.com

Простые советы

— Если вы накачиваете ватрушку на улице, то перед входом в теплый салон машины или в дом хотя бы немного спустите воздух, иначе есть риск, что она лопнет.

— В ватрушке должно быть комфортно сидеть, расстояние от земли до ног — около 10 см. Не сажайте маленького ребенка в слишком большой тюбинг, из таких санок он может вылететь.

— Выбирая горку, убедитесь, что угол ее наклона не превышает 20 градусов. К тому же стоит проверить, насколько гладка поверхность, достаточно ли внизу места для торможения, не граничит ли склон с дорогой и нет ли на нем деревьев.

— Не начинайте съезжать с горы, пока не отошел в сторону предыдущий спускающийся.

— Не задерживайтесь внизу, когда съехали, а поскорее отбегайте или отползайте в сторону.

— Не перебегайте ледяную дорожку.

— Избегайте катания с горок, которые имеют неровное ледовое покрытие.

Евгения Дылева