28 декабря 2018

Цены на бензин: осторожное сдерживание и умеренный рост

Правительство РФ будет сдерживать стоимость бензина на внутреннем рынке, не прибегая при этом к прямому регулированию

По оценкам специалистов центра исследований проблем реальной экономики, наиболее реалистичный сценарий – среднегодовой рост цен на топливо, не превышающий уровень инфляции, спрогнозированный Центробанком на 2019 год – не больше 5,5%.

Эксперты напоминают, что в мае-июне произошёл резкий скачок цен на бензин и дизтопливо. Тогда в относительном выражении рост цен на биржевых сделках (в течение мая) составил 11,7%, 12,6% и 5,2% за марки бензина АИ-92, АИ-95 и летнее ДТ на первичном и вторичном рынках. А по данным Росстата, цены выросли на 5,6% по сравнению с апрелем. В годовом же выражении (май 2018-го к маю 2017 года) этот показатель составил 11,3%. В целом с начала года топливо подорожало на 7,2%.

В результате, в летне-осенний период, состоялся ряд встреч представителей крупных нефтяных компаний (ВИНК) с вице-премьером Дмитрием Козаком, по итогам которых были достигнуты договоренности между правительством и представителями нефтяных компаний о фиксации стоимости на уровне майских значений. Компании согласились поставлять топливо на уровне +3% к 2017 году и по ценам на июнь 2018 года.

Соглашение действует с 31 октября 2018 до 31 марта 2019 года. Кроме того, были приняты такие меры, как установление индикативного уровня мелкооптовых цен (ИУЦ) на горючее: для АИ-92 — 53,5 тыс. руб./т, АИ-95 — 56,6 тыс. руб./т., летнего дизтоплива — 51,2 тыс. руб./т. (для зимнего дизеля — плюс 2,4 тыс. руб. к ИУЦ летнего).

При этом эксперты отмечают, что единственной составляющей, которую объективно нельзя было отрегулировать, – это рост акциза с 1 января 2019 года, поскольку полученный доход – источник финансирования для ремонтов и строительства дорожной инфраструктуры. К тому же акциз сглаживает рыночные колебания конечных цен на топливо, так как его размер фиксирован. Но комиссия вице-премьера Козака разработала специальный механизм «демпфера», который должен нивелировать эффект от роста акцизов.

Таким образом, правительству удастся избежать прямого регулирования при уменьшении вероятности резких скачков цен на моторное топливо в новом году.

Фото: otveri.info

Loading...
Далее