Новый год по-вепсски: Uden vodenke!

Вепсы справляют Новый год весело и хлебосольно, с особым народным колоритом. Начинают праздновать уже 22 декабря. Самый короткий в году световой день для них — повод пообщаться с таинственными духами, лесными или речными, нашептывающими весть о новой реальности, сменяющей прошлогоднюю. С точки зрения потомков заповедной веси, декабрь и январь — время менять жизнь и самим меняться. Конечно же, в лучшую сторону.

Первый гость — бородатый старик

Малые коренные народы Ленобласти (вепсы, ижора, тихвинские карелы, ингерманландцы, водь) — приверженцы солнечного календаря. Основным ориентиром для них испокон веков было солнце.

«Потомки летописной веси обычно встречали Новый год в самый короткий световой день, — рассказал «Общей газете» краевед, член Общественной палаты РФ, писатель Пётр Васильев. — С течением времени, правда, к языческим прибавились христианские традиции, поэтому теперь мы отмечаем и календарный Новый год, и Рождество, но с истинно вепсским колоритом. В наших традициях есть колядования и святочные гадания, купание в очистительной проруби после хождения в образе ряженого и катание с высоких заснеженных гор на санях, на досках, в том числе на кусках изгороди, и многое другое».

Современное представление вепсов о встрече Нового года основано на том, что сперва надо проводить старый. Прежде такой традиции не было, о прошедшем не говорили и лишь настраивались на будущее. Верили, что от того, как человек встретит и проведет праздник, зависит дальнейшая жизнь.

Даже в самых глухих деревнях жизнь в праздничные дни исстари била ключом. Подарков обычно не дарили, но хозяева каждого дома стремились как можно сытнее накормить гостей.

Вепсская изба.

Вепсская изба. Иллюстрация из книги Валентины Лебедевой «Вепсы. Этнографические заметки»


К новогодним праздникам готовились тщательно: мыли избу, запасали продукты, готовили самую вкусную еду. Особенно старались, чтобы стол в праздники ломился от угощений: считалось, что это будет способствовать благополучию семьи в течение всего года. До сих пор живо такое поверье: еда на столах во время праздничного застолья не должна кончаться. Если она закончится, год будет голодным. И ни в коем случае нельзя в эти дни никому из посторонних давать, даже взаймы, что-то из дома — щепотку соли или крупы, деньги, вещи: иначе достатка не жди.

В первый день нового года каждая женщина старалась встать раньше всех и первой набрать воды из колодца — по примете это сулило ее дому в наступившем году особое изобилие. А первым гостем в доме обязательно должен был стать бородатый старик, потому что появление юноши с голым лицом сулило голый (голодный) год».

Мастер декоративно-прикладного творчества Татьяна Сергеева — коренная вепсянка и знаток культуры и традиций своего народа.

Мастер декоративно-прикладного творчества Татьяна Сергеева — коренная вепсянка и знаток культуры и традиций своего народа.Вепсский центр фольклора

В ладу со святыми и духами

Перед встречей Нового года обязательно ходили в церковь. Практически в каждой вепсской деревне со стародавних времен возводились часовни — маленькие безалтарные церкви. «Они строились на средства крестьянской общины, чаще всего «по обету» — по случаю неурожая, гибели скота, пожара, чудесных явлений или видений, — объясняет ученый-этнограф Валентина Королькова. — Часовни ставили на окраинах деревень, у лесных дорог, озер, ручьев и рядом с источниками. Их освящали в честь наиболее почитаемых в крестьянской среде христианских святых: Ильи, Георгия, Николы, Фрола и Лавра, Параскевы Пятницы и других. И обязательно посещали их в канун больших праздников, в том числе связанных со сменой года».

Вместе с тем вепсы верили в духов: домового, дворового, водяного, хозяев риги, гумна и поля, банника (к слову, этого духа они считали самым злым). О происхождении всех этих представителей народной демонологии ходила такая легенда: когда Бог создавал землю, дьявол завидовал и мешал ему. Всевышний рассердился, схватил его и бросил в болото. Там, куда упал дьявол, образовалась большая дыра, и из нее поползла всякая нечисть. Духи поселились в лесах (лешие или лесовики), реках (водяные), а некоторые предпочли человеческое жилье (домовые). Но с ними приходилось считаться, поэтому в первый день Нового года вепсы нередко делали пожертвования: например, относили горшок каши на гумно — для «хозяев риги» и «духа зерна», чтобы те в ответ помогли получить в этом году хороший урожай. А еще варили особую кашу, которую разбрасывали на улице — «кормили мороз».

В период святок (а у вепсов он продолжается с 22 декабря до 6 января) по ночам устраивали гадания. Нужно было пойти ночью на перекресток и прислушаться. Звонкие звуки — жди свадьбы, глухой звук — к смерти.

Славилось и такое гадание: девушки садились в круг, каждая высыпала перед собой горстку зерна, и выпускали петуха: к какой петух подойдет, та первой выйдет замуж.

Для некоторых гаданий вепсские девушки использовали праздничные пряженые (жареные) пироги из толокняного теста. Один пирог обязательно делали с солью — согласно поверью, та, кому он попадался, первой выйдет замуж.

* * *

Предстоящие праздники для представителей малых коренных народов — прекрасный повод вспомнить старинные обычаи и обряды.

От нового года вепсы, как и все, ждут добрых перемен. От близких — любви и заботы. От погоды — побольше благоприятных для будущего урожая дней. И желают друг другу здоровья.

В России проживает 3,6 тысячи носителей вепсского языка. Около 2 тысяч вепсов живут на территории Ленинградской области.

Вепсские рецепты


Ни один праздник, в том числе и Новый год, не обходился у вепсов без национальных блюд. Прежде всего это знаменитая выпечка – сканцы и калитки. Хозяйка, угощая соседей, обычно приговаривала: «В другой раз, когда у меня не будет хлеба, я приду к тебе». Эта вкусная выпечка популярна по сей день.

А вот рецепты еще двух традиционных вепсских блюд, которыми с нами поделились современные вепсянки. Это вкусная выпечка, которая украсят любой стол, а новогодний – особенно.

В Вепсском центре фольклора в селе Винницы Подпорожского района всегда рады гостям и с удовольствием научат их готовить калитки и другие исконно вепсские блюда.

В Вепсском центре фольклора в селе Винницы Подпорожского района всегда рады гостям и с удовольствием научат их готовить калитки и другие исконно вепсские блюда.Вепсский центр фольклора


Kolobad, plotud – колобы

Опару обычно ставят с вечера. Причем считается, что тесто лучше замешивать при лунном свете (сила Луны помогает). В стакане теплой воды или молока разводят свежие дрожжи (35–40 г на килограмм муки) и добавляют чайную ложку сахара. Хорошенько перемешав, всыпают два стакана муки.

Пара нюансов: опытные хозяйки нередко экспериментируют, заменяя дрожжи немного забродившей сметаной. А муку перед замешиванием обязательно просеивают.

Посуду с опарой закрывают салфеткой или полотенцем и ставят в теплое место для брожения. Если опара поднимается слишком быстро, ее надо размешать и переместить туда, где прохладней.

Когда опара увеличится в объеме примерно вдвое и ее поверхность покроется пузырьками, добавляют еще два стакана муки и замешивают тесто. У вепсов принято делать это в круглой деревянной миске.

Из теста лепят небольшие комочки или раскатывают лепешки.

Отдельно готовят смесь: если мука пшеничная, то творог перемешивают с сырым яйцом и сметаной (или маслом), если ржаная – толокно или тертую вареную картошку мешают с маслом и простоквашей.

Получившуюся смесь кладут сверху на лепешки или обваливают в ней комочки из теста. Дают постоять в теплом месте полчаса. Колобы запекают в духовке около 40 минут при температуре 180 градусов до готовности – примерно 30–40 минут.

Юлия Ёлкина, группа ВК «Вепсский край»


Кurnik – курник

Рецепт праздничного пирога-курника с течением времени трансформировался от простого к более сложному.

Нужно отварить 700 г куриного мяса, соль добавить по вкусу. Остудить и мелко нарезать.

Приготовить соус. Столовую ложку сливочного масла растереть с небольшим количеством муки, разбавить бульоном, добавить молоко или сливки (75 мл). Емкость с соусом поставить на кастрюлю с водой и варить 10 минут на пару. Должна получиться масса, похожая на сметану. Приготовить заправку из яичных желтков. Два желтка смешать с небольшим количеством муки и тщательно растереть. Понемногу влить в эту смесь соус. Получившимся составом заправить курицу.

Потушить в масле грибы.

Отварить и мелко порубить одно-два яйца. Сварить пшенную кашу (другой вариант – картошку) и добавить в нее яйца. Можно покрошить туда зелень.

Для приготовления сдобного пресного теста растопить 200 г сливочного масла, добавить полстакана молока, столько же сметаны, сырое яйцо, чайную ложку сахара, соль по вкусу. Все это хорошо перемешать, добавить соду, гашенную уксусом, и муку (примерно два стакана). Тщательно вымесить нетугое тесто.

Четвертая часть теста понадобится для крышки. Из оставшегося теста раскатать круглую лепешку толщиной 1–1,5 см. Раскатанное тесто положить в смазанную маслом форму или сковороду. На лепешку выложить слоями: пшенную кашу или картошку с яйцами, мясо с соусом, грибы и нарезанный кружками репчатый лук. Затем слои повторяются: снова каша, яйца и т. д.

Раскатать крышку, которой накрыть пирог. Смазать его желтком или сметаной. В центре крышки сделать небольшое отверстие, чтобы выходил пар, когда пирог будет готовиться.

Выпекать курник примерно 40 минут. Когда корочка зарумянится, он готов.

группа ВК «Вепсский край»

Кладите на блюдо, ешьте сами и угощайте гостей! 

Евгения Дылева


Фото: Юрий Овчинников

Загрузка...