«Ладожский Титаник» выведен из-под грифа «секретно»

Режиссёр Алексей Козлов вывел на белый свет засекреченную на протяжении многих лет (до 2004 года) малоизвестную историю гибели «ладожского Титаника» - затонувшей 17 сентября 1941 года в Ладожском озере баржи, на которой из осаждённого Ленинграда пытались вывезти на большую землю около полутора тысяч человек. Премьера фильма «Спасти Ленинград» (рабочее название – «Баржа 752») обещает стать для российского зрителя сенсацией года. Притом, года непростого – только что мы отметили 75-летие со дня полного освобождения города от блокады.

Баржа под номером 752

16 сентября 1941 года в порт Осиновец из блокадного Ленинграда прибыли около тысячи курсантов и офицеров военно-морских училищ, которых приняла на борт старая баржа под номером 752. Остальные пассажиры – женщины и дети.

Капитан буксира, которому предстояло тянуть баржу, посчитал невозможной буксировку с огромным количеством пассажиров в условиях меняющейся погоды. Но к нему не прислушались. Когда вышли в Ладогу, начался девятибалльный шторм. Никаких спасательных шлюпок, кругов и жилетов не было.

Баржа была перегружена, на Ладоге начался шторм, ускорила гибель судна бомбежка. Из 1500 человек спаслись только 240. То, что произошла страшная катастрофа, как рассказывали очевидцы, стало понятно, когда с Ладоги через Неву потащило по воде чемоданы, тюки, детские панамки. На борту было много детей, ни один ребенок не спасся.

«Гибель баржи – одна из пяти самых крупных водных мировых катастроф. На борту были выпускники и курсанты военных училищ и их близкие – жены, дети, родители – рассказал Алексей Козлов. – На протяжении десятилетий факты, связанные с этой трагедией, были засекречены. Мы же хотим на экране восстановить реальные события, историю, в которой будет и Ленинград, и влюблённые, он и она, и злодей. Влюблённых сыграли Андрей Миронов-Удалов – внук Андрея Миронова и дочь актрисы Анастасии Мельниковой – Маша Мельникова, которой в начале съёмок было четырнадцать лет, а сейчас шестнадцать».

Зрителям Алексей Козлов, ученик режиссера-педагога Розы Сироты, известен по документальным и художественным кинолентам, сценарии к которым, как правило, пишет сам. Четырнадцать лет назад он снял первый фильм телевизионного художественного сериала «Всегда говори “Всегда”».

Потом работал в составе группы компаний «Феникс-Фильм», был художественным руководителем и одним из учредителей петербургского отделения компании. В 2006 году стал финалистом (2-е место) премии ТЭФИ в номинации «Режиссер телевизионного художественного фильма/сериала» за картину «Прииск». А в 2008-м создал свою киностудию «АлексФильм», которая позже, в 2013 году, была преобразована в «Студию «КонтАкт Продакшн».

Письма и рояль Рахманинова

Создатели фильма старались максимально приблизить к реальности то, что тогда происходило, чтобы зритель не просто понимал – чувствовал и глубоко эмоционально воспринимал трагедию.

Многое из того, что требовалось для съёмок, было изготовлено в кинодеревне, которую Андрей Козлов построил два года назад в деревне Люговичи Лодейнопольского района Ленобласти вместе со сценаристом Николаем Лврчиковым и декоратором Евгением Елисеенко. В её строительстве и обустройстве участвовали художники Павел Новиков и Сергей Селиванов. Теперь это киномузей и одновременно творческая мастерская под открытым небом.

Первой здесь появилась декорация размером шесть на шесть метров, установленная на воде местного озера. На ней уместился автомобиль, который по сценарию должен находиться на палубе баржи. Позже в кинодеревне испытывали макет судна. И до сих пор среди всех построек и достопримечательностей необычного населённого пункта макет «Титаника» производит самое сильное впечатление. В нем всё продумано до мельчайших деталей, чтобы у зрителей не оставалось сомнений в том, что это настоящее судно. «При съемках американского «Титаника» использовалось пять макетов разной величины, а у нас три макета, которые выполняют разные задачи», – открыл секрет режиссёр.


Главные съёмки проходили на озере Ильмень между Новгородом и Старой Руссой. В строительстве там порта и баржи очень помогли лодейнопольские строители.

По сценарию фильма на трагически затонувшем судне перевозили рояль Рахманинова, а когда встал вопрос о том, как замедлить затопление, облегчить баржу, на борту приняли решение сбросить машину, в которой находятся документы НКВД, а следом – рояль.

«Рояль, пожалуй, единственное, что выдумано, - говорит Андрей Козлов. – Но он символ того времени и города, переживающего блокаду».

Что касается влюблённых – двух молодых людей, погибших на затонувшем судне, то их история взята из письма, пришедшего режиссеру от родственников пассажиров баржи.

К слову, когда появилась первая информация о съемках фильма, Алексей Козлов получил множество писем, которые позволили дополнить сценарий документальными подробностями. Сильны, например, воспоминания чудом спасшихся очевидцев о том, как молодая женщина умоляла спасти ее ребенка. Твердила, что он еще маленький и ничего в жизни не видел. Именно в письмах упоминался и капитан буксира, спасший многие жизни…

В последние январские дни, крепко связанные с особой не только для блокадников, для всех нас, датой полного освобождения Ленинграда от блокады, начались премьерные показы фильма в разных российских городах.

Для съемок, как ни старались создатели фильма максимально уменьшить расходы, потребовались значительные средства. Петербург отчасти материально помог, а прокатчиком стала студия «Universal», которой предстоит продвигать киноленту в других странах. Они, понятное дело, знакомились с фильмом, который их впечатлил чрезвычайно, и полагают, что у него будет звездная прокатная судьба.

Евгения Дылева

Фото автора и Петра Васильева, а также кадры из фильма «Спасти Ленинград»