27 мартa, 00:03

Как рождаются скандалы вокруг реставрации парка Монрепо

«Кошмар» и «уничтожение Монрепо» или «отличная и убедительная реставрация» - корреспондент Онлайн47 побывал в Выборге, чтобы увидеть все своими глазами.

Парк Монрепо — самая настоящая туристическая жемчужина Выборга, да и всей Ленинградской области. Одно из красивейших мест России с более чем 2,5 вековой историей. В переводе с французского «монрепо» означает «мой покой». Вот только в последнее время здесь стало совсем не спокойно.

И дело даже не в шумной строительной технике, которая появилась в парке еще в 2017 году с началом масштабной реставрации стоимостью почти в 2 млрд. рублей. Особо яростные «бои» сегодня разворачиваются вовне, то бишь на информационном пространстве. И пока одни СМИ вполне спокойно информируют общественность о ходе реставрационных работ, другие — истерично захлебываются крикливыми заголовками о «масштабных рубках вековых деревьев», «безосновательно разобранных и вывезенных исторических постройках» и «уничтожении Монрепо» в целом.

Помятуя, что истина всегда находится где-то посередине, корреспондент Онлайн47 отправился в Выборг, чтобы своими глазами увидеть, что происходит в Монрепо на самом деле.


Добро пожаловать или посторонним вход... ограничен

Гостям в Монрепо всегда рады. Как и раньше, парк открыт для посещений. Правда, на время реставрации гулять можно далеко не везде. На многих участках работает строительная техника. Что, впрочем, не портит общего впечатления от визита. Понимаешь, что все это временные неудобства, ради сохранения или даже возвращения парку Монрепо некогда утраченной былой красы, величия и завораживающего очарования.


«Парк в любом случае открыт. Можно осмотреть парк, увидеть, как ведутся работы. Но необходимо ориентироваться на схемы, запрещающие посещение отдельных мест, которые в данный момент обновляются. Просто пока не все можно увидеть, и нужно соблюдать осторожность», - подчеркивает главный хранитель музейных предметов музея-заповедника Монрепо Валентин Болгов.

Об осторожности, кстати, не пустые слова. Корреспондента Онлайн47 в виде исключения пропустили на территорию, ограниченную знаком «Проход воспрещен». Сотрудница музея-заповедника постаралась показать, как ведутся работы по берегоукреплению. Но экскурсия продлилась недолго.

При попытке «форсировать» канал, вырытый и углубленный для осушения заболоченных территорий парка, наша спутница буквально «ушла под лед». Благо, все обошлось благополучно: не глубоко, да и журналист сразу же пришел на помощь. Но приятного, в любом случае мало. Март в Выборге, знаете ли, не самое лучшее время для водных процедур под открытым небом.

В итоге экскурсию по парку пришлось продолжать в гордом одиночестве.

Но во избежание подобных инцидентов мы решили подробнее изучить схему закрытых зон парка на официальной странице музея-заповедника Вконтакте. Чего рекомендуем и всем гостям Монрепо.

Красным цветом обозначены закрытые зоны.

Красным цветом обозначены закрытые зоны.

А тут есть, что посмотреть даже сегодня, когда реставрационные работы в самом разгаре. Подняться к чайном беседке, откуда открывается прекраснейший вид на залив. Здесь мы застали девушку с книгой. «Я здесь работаю, но сейчас у меня перерыв», - охотно откликнулась сотрудница парка, возвращаясь к чтению. Заметьте, не в телефон уткнулась, продолжая постить фоточки в Инстаграм, не в планшет. Вернулась к чтению книги, что сегодня, в общем-то редкость. Все-таки присутствует в Монрепо какая-то магия и атмосфера минувших столетий.

А как прекрасен храм Нептуна в весенних лучах солнца.

Или величественная капелла Людвигсбург.

Это, действительно, стоит увидеть! А главное, все очевидно: все исторические памятники архитектуры на месте. Никто ничего не разрушает, как заявляют некоторые СМИ. Здесь идут работы по спасению парка, но уж точно не наоборот.


Реставрация основанная на компромиссе

Как рассказали Онлайн47 в Монрепо, за основу проекта реставрации взят период наибольшего расцвета парка с 1790 года по 1860 год. В качестве основы - план 1804-1806, как наиболее точный, выполненный военным топографом того времени.

«Я бы не назвал этот образ первозданным, парк же на протяжении нескольких столетий непрерывно менялся. Здесь, скорее, всегда стоит вопрос, на какой момент мы проводим реставрацию. В данном случае за основу был взят план 1805 года. Но лишь потому, что этот период в жизни парка был наиболее подробно зафиксирован в документах. Но это совершенно не значит, что будут сноситься, скажем, капелла Людвигсбург или обелиск братьям Броглио, которые появились позднее», - поясняет главный хранитель музейных предметов музея-заповедника Монрепо Валентин Болгов.

Конечно, не обойдется и небольших новшеств. Будет обустроена административно-хозяйственная часть для того, чтобы разместить здесь необходимые для поддержания нормальной работы музея-заповедника службы. Также в парке будут обновлены старые инженерные сооружения и котельная.

Впрочем, «новоделу» выделена территория на «окраине» парка, что ни в коем случае не испортит общую «картинку».

«Историческое наследие сохранится, никто его не уничтожает. Реставрация проходит принятыми методами. Главное помнить, что в основу проекта изначально заложен компромисс, чтобы здесь мог функционировать полноценный музей-заповедник со всеми необходимыми службами», - резюмирует Валентин Болгов.


Памятные пни или тенистые аллеи

По разным оценкам в процессе реставрационных работ под «топор» санитарной вырубки деревьев в парке Монрепо попали от нескольких сотен до 1,5-2 тысяч деревьев. «Противники реставрации», разумеется сочли это весьма веским поводом заявить о том, что здесь «уничтожается история». Но друзья, это же всего лишь деревья. Да, возможно некоторые из них «видели» самого Людвига Генриха Николаи, с чьим именем связывают период рассвета Монрепо в конце 18 — начале 19 века. Но время не щадит никого и ничего. Многие из деревьев уже отжили свое и «готовы» уступить место молодым и здоровым насаждениям.

Можно, конечно, было оставить сотни «исторических пней». Но, как говорил Шариков в незабвенном мультфильме «Зима в Простоквашино»: «...Это вон для старушек хорошо, когда в лесу одни пеньки»...

А в Монрепо сегодня проходит масштабное обновление зеленых насаждений. Впрочем, и к «старым» деревьям здесь относятся особенно трепетно: их окружают специальными защитными «оболочками», дабы проезжающая мимо строительная техника не повредила.

Место «отживших свое» деревьев займут новые, высаженные аккуратными, образующими живописные аллеи, рядами. Новые саженцы, кстати, подрастают и набираются сил в специальном питомнике, организованном на территории парка.


Новый гвоздь в старую усадьбу

Довелось нам заглянуть и в усадебный дом. Недавно подрядчик, компания АО «ПО «Возрождение», приняла решение сменить производителя работ и выполнить реставрацию дома собственными силами, для чего в штат компании были набраны аттестованные Минкультуры РФ реставраторы.

«Штукатурка здесь была снята до нас. Мы снимаем поздние обшивки — здесь где-то стены были «зашиты» картоном или досками, ничего видно не было — сразу же открываются места пожаров, протекания, грибок, места, поеденные жуком-древоточцем. Зачищаем все поверхности для последующего микологического обследования. Каждое бревнышко с инженером-реставратором и микологом будет обследоваться на повреждения, грибы, гниль. По итогам по каждому бревнышку принимается решение: заменять его, оставлять целиком или частично, протез какой-то ставить. В любом случае, все что можно спасти — спасем. Максимально будем бороться за сохранение всех исторических элементов», - заверяет производитель-реставратор, аттестованный Минкультуры РФ специалист первой категории по памятникам деревянного зодчества Александр Туфанов.

Понятно, что и без новых материалов где-то будет просто не обойтись. Это как в любой квартире, чтобы поддерживать ее в нормальном состоянии, нет-нет, а приходится забить новый гвоздь. Но в любом случае, приоритет всегда будет отдаваться историческим материалам, чтобы максимально точно сохранить исторический облик главного усадебного дома.


Отлично и убедительно!

Именно с таким впечатлением от увиденного в парке завершил наш корреспондент свою экскурсию. Хотя, с этих слов она и началась, как ни странно, точнее с попытки их опровергнуть.

Вот уже более года реставрация парка подвергается жесткой критике со стороны Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС (отделения международной общественной организации, в теории, радеющей за сохранение исторических памятников и достопримечательных мест). Конечно, сами по себе замечания представителей этой организации звучат более чем обтекаемо, а часто не имеют под собой ни малейших оснований, но некоторым СМИ порой и этого бывает более, чем достаточно.

На сегодняшний день обсуждение реставрации перешло в плоскость соответствия Веницианской хартии, после чего на сайте парка Монрепо было размещено письмо Елены Штиглиц, где она, как автор ландшафтной части проекта реставрации заявляет, что ни малейших отклонений от Веницианской хартии в процессе реализации проекта допущено не было и не будет. С полной версией ответа Елены Штиглиц можно ознакомиться на странице музея-заповедника Монрепо Вконтакте.

Автор ландшафтной части проекта реставрации парка Монрепо Елена Штиглиц.

Автор ландшафтной части проекта реставрации парка Монрепо Елена Штиглиц.

Разумеется, в редакции Онлайн47 не имеется аттестованных специалистов в области ландшафтного дизайна и знатоков вышеобозначенной Веницианской хартии. Но у нас нет ни малейшего основания не доверять проекту реставрации парка, прошедшему государственную экспертизу и утвержденному Минкультуры РФ. Как и аттестованным специалистам-реставраторам первой и высшей категории, которые работают сегодня в парке Монрепо.


Любовь одна виновата...

Онлайн47 связался с руководителем Санкт-Петербургского отделения ИКОМОС Сергеем Горбатенко, чтобы узнать причину столь яростного неприятия этим общественником и его командой сегодняшних работ по реставрации парка Монрепо.

«Мы являемся представителями международной организации, которая в свою очередь является консультационным органом Организации объединенных наций. И хотим, чтобы наше мнение обязательно учитывалось, в том числе при проведении реставрационных работ в музее-заповеднике Монрепо», - заявил по телефону Горбатенко.

Ответ исчерпывающий.

Кстати, никто из критиков реставрации не изъявил желания официально посетить Монрепо и получить комментарии у производителей работ. И это при том, что только за прошлый год парк посетили десятки журналистов и съёмочных групп.

«Любые гости для Монрепо всегда желанны. И то, что происходит сейчас - это нормальный диалог. Может быть он проходит слишком эмоционально, но это тоже естественно. У людей могут быть какие-то свои воспоминания, как здесь было раньше. Свое мнение, как все должно быть по завершении реставрации, - подвел черту в споре главный хранитель музейных предметов музея-заповедника Монрепо Валентин Болгов. - Когда происходят перемены, это всегда вызывает живой отклик. И это следствие того, что можно назвать всенародной любовью к парку Монрепо».

А тот, кто побывал в Монрепо хотя бы раз в жизни, согласится — парк этого заслуживает. И любви, и восхищения, и бурных дебатов, и качественной реставрации, которая, кстати, закончится уже в следующем году.


Александр Телегин

Фото: автора и parkmonrepos.org