Как выборгский гранит стал обелиском в центре Петербурга

Монолит отделили от скалы и обрабатывали прямо в гранитном карьере – это было 35 лет назад

Обелиск "Городу-Герою Ленинграду" в Петербурге выполнен из гранита, добытого в карьере «Возрождение» (в нашей стране насчитывается больше 50 подобных месторождений), а карьер этот расположен недалеко от Выборга, на территории Ленинградской области. Мы решили восстановить подробности неизвестной многим истории.

Гений места и Выборгский монолит

Обелиск этот можно считать гением места (духом-покровителем места или гением локуса – по-латински genius loci) площади Восстания – по-старому, Знаменской. Всякому он знаком, но немногие знают, из чего сделан этот граничный монолит – второй по величине после Александровской колонны на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге.

Но прежде стоит упомянуть о некоторых значимых моментах истории Знаменской площади (площадью Восстания она стала в ноябре 1918 года). Если перенесёмся в семидесятые годы XVIII столетия, окажется, что с ней соседствовал царский "слоновый двор".

В 1744 году он появился здесь, на углу Невского и Лиговки, и слонов водили по центральным улицам города: как видно, отсюда истоки не только известной басни Крылова "Слон и моська", но и праздное слово «слоняться».

А немного позже, по историческим меркам (спустя два с небольшим десятилетия), началось строительство деревянной Знаменской церкви – возвести её повелела императрица Елизавета Петровна. Потом её перестроили в камне…

Посреди площади в мае 1909 года сначала была воздвигнута "заготовка", а потом был открыт конный памятник императору Александру III, художественную ценность которого многие ставили под сомнение, что отразилось даже в стихотворении того времени:

Стоит комод,

На комоде – бегемот,

На бегемоте – обормот,

На обормоте – шапка,

На шапке – крест,

Кто угадает,

Того под арест.

Позже создатель памятника, скульптор Паоло Трубецкой отозвался об этой своей работе нелицеприятно для правителя: "Я просто изобразил одно животное на другом".

Уже в советское время памятник спрятали в клетку и стали использовать, как ширму для плакатов с соответствующей символикой. А окончательно императора свергли только в "железно-сталинском" тридцать седьмом.

Ненадолго, спустя год с небольшим после залпа «Авроры», "обитательницей" площади стала Софья Петровская, но памятник ей в виде львицы, появившийся здесь на исходе 1918 года, приглянулся общественности ещё меньше. Поэтому его быстро – не прошло и трёх месяцев – убрали...

Что касается обелиска "Городу-герою Ленинграду", то он появился много позже. Огромный монолит, который имел более чем значительный вес – 2200 тонн, 35 лет назад (в 1983 году) отделили от скалы и принялись обрабатывать прямо на месте. Затем последовала хлопотная доставка его в Ленинград, установка на площади, и, наконец, окончательная огранка с последующей полировкой.

В любой энциклопедии можно прочесть, что этот обелиск пятигранный, высотой – 36 метров, и общим весом – 750 тонн. В его основании – более полусотни железобетонных свай. А изготовление верхней части (навершия) и сделанной из нержавейки звезды было доверено Ленинградскому адмиралтейскому объединению.

Открытие обелиска приурочили к 40-летнему юбилею Победы (1985 год). Выполнен он проекту архитекторов Владимира Лукьянова и Александра Алымова, а скульпторы Альберт Чаркин, Валентин Свешников, Борис Петров и Александр Виноградов стали авторами бронзовых горельефов.

И круглая колонна, и угловатый обелиск

В переломных девяностых нам нравилось хоть ненадолго задержаться на перекрёстке Невского и Лиговки (К несчастью, давно канувшая в историю газета "Час пик" располагалась на Невском, в подворотне дома №82 – то есть, практически в двух шагах от стелы). Смотрели на ежесекундно меняющиеся потоки людей, что-нибудь важное или неважное обсуждали.

Как-то легенда фотожурналистики города, наш фотокор Петрович – именно он раз в год собирал всех фотокоров города на Потёмкинской лестнице – сделал снимок, который по случаю поставили на газетную полосу. А потом время от времени, когда в текстах шла речь примерно о том, что "дедушка умер, а дело живет – лучше бы было наоборот" (модная тогда тема), фотография снова возникала в газете.

Убежал от нас ненадолго и нашёл исключительный ракурс: стела закрыла одну из букв в слове из надписи на фронтоне здания гостиницы "Октябрьская" (до событий 1917 года она называлась "Северной", затем "Большой Северной"). Вместо «Ленинград» вышло "Ленин гад" – "р" перекрыл обелиск…

"У каждого времени свои символы, – считает журналист, член петербургской топонимической комиссии и правления петербургского союза краеведов, автор многочисленных справочников и книг о Петербурге Алексей Ерофеев. – Обелиск «Городу-герою Ленинграду» – тому подтверждение. История едина, и мы не должны повторять ошибок, характерных для того времени, когда будущее пытались строить на руинах прошлого – люди рушили то, что создавалось до них. Поэтому для Петербурга и петербургской перспективы важно разумное, чуткое сочетание архитектуры разного стиля и разных эпох".

"Машина времени" всемирной и отечественной истории идёт по кругу, актуальным остаётся многое из прошлого, что верно подметил один из авторов памятника, известный архитектор-художник, живописец и график Владимир Лукьянов, припомнив знаменитое гоголевское высказывание о городе, который «должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам».

Действительно, Николай Васильевич Гоголь, рассуждая об архитектуре своего времени в «лохматом», 1835 году, заметил, что в городе должны быть видны: «и легко выпуклый млечный купол, и религиозный бесконечный шпиц, и восточная митра, и плоская крыша италианская, и высокая фигурная фламандская, и четырёхгранная пирамида, и круглая колонна, и угловатый обелиск». Говорят, именно эти слова классика в некоторой мере оказали влияние как форму монумента, так и на само место – площадь Восстания, или по-старому, Знаменскую площадь.

Евгения Дылева

Фото: v.com, https://hist-etnol.livejournal.com/, https://187011.selcdn.ru/thumbnails/.