Без шума и пыли: как воруют деньги со счетов

Способ уберечься – один: не верить телефонным «разводилам»

Телефонное мошенничество – один из самых простых и распространённых способов «отъёма денег у населения». Причём строится на излишней доверчивости людей – как впоследствии оказывается, дорогостоящем простодушии. Эксперт перечислил несколько простых правил, которые надо помнить для того, чтобы не стать жертвой такого способа воровства.

Доверяй, но проверяй

Вам поступает сообщение о блокировке банковской карты. Затем поступает звонок, и представившийся сотрудником банка мошенник просит сообщить номер карты или кодовое слово для восстановления функциональности. Просит повторить цифры из поступившего вам сообщения, и… Потом выясняется, что из банка никто не звонил, а деньги со счёта исчезли.

Достаточно распространено и интернет-мошенничество. Вместе с непроверенными приложениями вы рискуете загрузить непроверенные приложения и «подхватить «телефонный вирус». Вредоносная программа способна создать лже-окно мобильного банка. Вы вводите персональные данные, и… кража неизбежна. Причём такие вирусы «гасят» систему смс-оповещения, и спохватиться вы можете не скоро.

«Простодушие, умение верить людям на слово трудно считать отрицательными качествами. Но стоит помнить о том, что на этом часто наживаются всевозможные «лже» (было время и «лже-Дмитриям» – якобы, царским особам, народ верил, – объясняет Online47 «психологию преступления» юрист, член коллегии адвокатов Санкт-Петербурга Станислав Замятин. – А если серьёзно, мошеннику в данном случае не приходится «пачкать руки», используя фомку или лом. Он не взламывает, не вламывается, не рискует. Не вышло, не поверили, значит, ищи новую жертву. Благо, доверчивых и беспечных достаточно. Не знаю, насколько этот способ мошенничества можно считать интеллектуальным, но не без этого – нужно умение выстроить разговор таким образом, чтобы поверили».

Наказание предусмотрено, но…

Эксперт с сожалением отмечает то, что телефонное мошенничество сегодня – один их хитов лохотрона. Причём отловить преступника (особенно если, это одиночка, а не орудующая грубо ОПГ), практически невозможно.

«Откровенно говоря, правоохранительные органы неохотно принимают в работу «телефонные» дела – криминала и без того хватает. Наказание законодательством предусмотрено, – признаёт он. – Отдельно «телефонное мошенничество» в Уголовном кодексе не зафиксировано. Применяются положения ст. 159 УК РФ. А наказание зависит от суммы ущерба. Если он меньше тысячи, речь идёт о Кодексе об административных правонарушениях (КоАП), где содержится статья 7.27, предусматривающая ответственность за мелкое хищение. А 159-я УК предполагает штраф в размере от 120 тысяч до миллиона рублей; принудительные работы сроком до 5 лет и даже тюремное заключение, сроком от одного до десяти лет. Но правоприменительная практика ничтожна, поэтому настраивайтесь лучше на профилактику телефонных хищений».

К слову, по данным правоохранительных органов, на протяжении последних трёх лет разного рода мошенничество остается одним из самых распространенных преступлений в России – на долю таких нарушений закона приходится около 25% от общего их числа.

Не ведитесь!

О чём надо помнить:

– попросите звонящего представиться;

– попросите уточнить, с какого номера вам звонят, и скажите, что берёте тайм-аут на пару минут. Кладите трубку и звоните в банк с вопросом, есть ли у них такой сотрудник и существует ли проблема, о которой он говорит;

– сотрудники банков не вправе запрашивать персональные данные;

– в любом банке, как мантру, повторяют: никому не сообщайте код – даже сотруднику банка;

– Ни в коем случае не называйте в телефонном разговоре никаких цифр. Помните, исчерпывающую информацию о состоянии счёта можно найти в личном кабинете. А если остаются вопросы, лучше самим позвонить или прогуляться в банк.

А верить стоит правдивой цитате «маэстро страха» Стивена Кинга: «Доверчивость невинных – главное орудие лжецов». Ничего нового, согласитесь.

Евгения Дылева

Фото: https://newsvostok.ru/