09 июля, 10:21

Похоронить Приморский порт под краснокнижной елкой: кому выгодно

Вокруг 90-миллиардного инвестпроекта по строительству универсально-перегрузочного комплекса в Приморске разворачивается искусственная шумиха. Активисты вооружаются экологическими лозунгами, а за ними Прибалтика тревожно считает деньги.

«Всем неравнодушным к состоянию экологии Ленинградской области и Санкт-Петербурга», - так начинается петиция против строительства универсально-перегрузочного комплекса (УПК) в порту Приморска, что в Выборгском районе Ленобласти. Этот весьма любопытный документ появился в сети в начале прошлой недели.

Чуть раньше сообщения аналогичного содержания начали размещаться в соцсетях и «веерной» рассылкой «полетели» в СМИ.

Максимально точно передать содержание «километрового» обращения можно весьма коротко: «Нельзя допускать строительство УПК или случится экологическая катастрофа».

Но если «копнуть» чуть глубже, становится очевидно: экология здесь – лишь ширма, а на деле все упирается в деньги. А точнее в доходы от русского транзита на Балтике.

При чем тут Приморск?

До конца 2022 года здесь будет построен первый на Балтике универсальный морской портовый комплекс (Приморский УПК). Стоимость инвестпроекта – 90,6 млрд рублей.

Планируется, что когда УПК выйдет на полную мощность (до 70 млн тонн грузов в год), через Приморск будет проходить около 20% всего грузооборота Балтийского бассейна. В первую очередь, это российский экспорт угля, минеральных удобрений, зерна.

С чего все началось

Приморск - лишь часть масштабной государственной стратегии по развитию морских портов. Точно также сегодня наращиваются мощности портов в Мурманске, Высоцке, Усть-Луге.

И причины здесь, скорее, внешнеполитические: Прибалтика заигралась в русофобию.

В советские годы Литва, Эстония, Латвия считались советским «окном в Европу». Не было нужды развивать собственные порты на Балтике, когда все необходимые мощности были у прибалтийских друзей. Свои грузы мы железнодорожными путями доставляли в «партнерские» порты, а уже оттуда они морем уходили в пункт назначения.

Когда Советского Союза не стало, Прибалтика резко включила режим «русофобии» по всем фронтам. По принципу «куда они денутся с подводной лодки», России начали навязывать весьма жесткие условия сотрудничества по транзиту. И усердно обгладывать руку, которая Прибалтику весьма неплохо кормит: обслуживание грузового транзита вместе с сопутствующими отраслями дает Латвии, Эстонии и Литве порядка 20% от совокупного ВВП.

К примеру, за 11 месяцев 2018 года общие объемы перевалки грузов в Латвии составили 60, 5 млн тонн, в Литве – 51 млн тонн, в Эстонии – 33,2 млн тонн.

Прибалтийская экономическая катастрофа.

Приморский УПК после выхода на полную мощность сможет забрать как минимум треть от общего объема прибалтийского транзита. По Усть-Луге цифры впечатляют еще больше. Сегодня грузооборот этого порта превышает 75 млн тонн в год. В планах до 170-180 млн тонн в год.

«Стратегия развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года» устанавливает весьма жесткие рамки: доля перевалки внешнеторговых грузов через сопредельные государства не сможет превышать 5% от общего объема российского морского экспорта.

«Никакого передела рынка не будет – это все осталось в 90-х. Сейчас речь идет конкретно о развитии российской портовой инфраструктуры и перенаправлении грузопотоков. Строительство универсально-перегрузочного комплекса в порту Приморска позволит существенно перенаправить, в первую очередь, собственные грузопотоки из портов Прибалтики», - пояснила корреспонденту Онлайн47 эксперт и главный редактор медиа-группы «ПортНьюс» Надежда Малышева.

К примеру, по предварительным прогнозам Министерства транспорта Латвии, в случае потери российского транзита, бюджет республики ежегодно будет недополучать до 1,6 млрд евро.

Плюс к тому, обновленные российские порты «перехватят» и солидную долю экспорта из других стран, в частности, Белоруссии и Китая.

На китайский экспорт особо рассчитывали в Прибалтике. Но настольно увлеклись антироссийской риторикой, что забыли о географии. И не учли, что ни Эстония, ни Латвия, ни Литва ну никак и ни в каком виде не граничит с Поднебесной. Пока сообразили, что за китайский транзит в новых условиях теперь придется конкурировать с Россией, время было упущено. Россия и Китай договорились между собой - «Великий морской шелковый путь» пройдет через нашу территорию.


Кому выгодно

Понятно, что в плюсе Приморск, как и Ленинградская область в целом. В частности, речь идет о стремительном развитии экономики региона и создании 3,5 тысяч новых высокооплачиваемых рабочих мест.

На фоне модернизации портов также будут существенно увеличена пропускная способность внутренних железнодорожных путей сообщения.

В масштабах государства значение Приморского УПК еще значительнее. Тем более, что и решения по этому проекту принимались на федеральном уровне.

«Проект строительства УПК в Приморске согласовывается не на местном, и даже не на региональном уровне. Решение принимает федеральная власть. Оценивается важность проекта, логистика, прочие условия, как, например, по Приморску. Эту акваторию отличают естественные природные глубины. И тут нужно понимать, что работы по углублению дна не может вести ни один инвестор. За все, что на воде и под водой несет ответственность государство, как участник целого ряда соответствующих международных конвенций. И затраты на работы по углублению несет государство. В Петербурге, где воды «по колено», это сложно и дорого. В Приморске даже без каких-то дополнительных работ могут проходить суда большей осадки, а значит, большей вместимости. Это значит, что грузов будет больше, а их себестоимость – меньше. Кроме того, в Приморской акватории скалистое дно, то есть здесь не нужно будет проводить работы по укреплению. Значит, расходы государства сокращаются еще больше», - комментирует Надежда Малышева.

Но главное, больше не нужно делиться грузооборотом (и большими деньгами) с нашими прибалтийскими партнерами, да еще и на их условиях. На своем транзите, как и на импортном, российские порты будут зарабатывать сами.

Кто против

Страны Прибалтики, которые не готовы ежегодно терять миллиарды евро на российском транзите, разумеется, «Против!»

Понятно, что «верните нам ваши деньги» - это не аргумент. Поэтому протестный заход решили прикрыть весьма выгодной и модной экологической темой. Но со свойственной прибалтийскому менталитету медлительностью «десант экозащитников» выпустили неуместно поздно. Информация по проекту была озвучена и размещена в открытом доступе еще в прошлом году, а вот петиции «Против» и массовые протестные вбросы в соцсетях появились только пару недель назад. На стадии финальных общественных слушаний и согласований.

Получилось очень нелогично и слишком суетно.

Аргументы экозащитников звучат крайне не убедительно. Например, по поводу количества поездов с углем и прочими грузами, которое вырастет в разы. Но те же объемы груза сегодня точно также перемещаются по железным дорогам Ленинградской области. Просто идут они не в наши порты, а за границу – в Прибалтику.

Еще говорят о том, что УПК будет всячески отравлять атмосферу.

«Никто сегодня уже не пытается экономить и устанавливать в новых портах старое, вредное, небезопасное для экологии оборудование, вывезенное с каких-то полулегальных рыбацких портов. Сейчас все делается грамотно и цивилизованно. Новый терминал – это новое оборудование, новые технологии. Все очень чисто и безопасно», - отмечает эксперт «ПортНьюс».

«Заботятся» экозащитники о краснокнижных растениях, которые, якобы, обязательно будут уничтожены в процессе строительства Приморского УПК.

Нечто подобное ранее говорили о строительстве «Северного потока – 2», который проходит по территории Кургальского заказника. Но там все прошло крайне цивилизованно. Была разработана технология безопасного переноса растений из зоны строительства, все пересадили, растения прижились на новом месте. Пару месяцев назад природоохранные надзорные ведомства все проверили и подтвердили, что все спасенные растения прекрасно себя чувствуют.

Еще больше переживали, что стройка спугнет с гнезда редкого Белохвостого Орлана. Но и тут обошлось. Более того, пару месяцев назад на территории строительства «Северного Потока – 2» у этого самого краснокнижного орлана вылупилось потомство. Аналогичный подход к сохранению редкой флоры и фауны будет использоваться в Приморске.

Впрочем, вряд ли активисты, которые развернули сегодня масштабную информационную войну против Приморского УПК, на самом деле заботятся об экологии.

«Не только по Приморску, но и по опыту масштабных строительных проектов в других регионах, за всеми протестными акциями так называемых экозащитников стоят четкие финансовые интересы. Обычно, активисты целенаправленно громко о себе заявляют, чтобы потом попытаться озвучить финансовые претензии, например плату за будущую лояльность. Или отрабатывают конкретный заказ», - резюмирует Надежда Малышева.
Далее