Станут ли учебники в школах полностью цифровыми

Насколько заразительна идея тотальной цифровизации

За рубежом активно заговорили о плюсах полной замены бумажных учебников на цифровые. Подтверждением этому служит свежая новость о том, что крупнейшее в мире издательство учебной литературы Pearson резко свело на нет традиционную печать учебников и сосредоточилось на электронных, надеясь «заразить» книжные рынки разных стран, в том числе и России, идеей тотальной цифровизации. Заявленная причина: переход к эпохе цифровизации. Но вот вопрос: заменит ли iPAD учебник российским ученикам? На него нам помогли ответить эксперты.

Цифровой код прибыли

В корпорации Pearson, работающей в сфере образования, имеющей представительства в 70 странах мира, подсчитали, что больше 50% прибыли приносит именно цифровая продукция, и решили, что за ней будущее.

То, что почти все книги и учебники (1400 из 1500 наименований) издательства теперь будут выходить в цифровом формате, следуя концепции digital first, подтвердил журналистам гендиректор Pearson Джон Фэллон.

Он объяснил, что сейчас «переломный момент» – «цифровая среда» побеждает, поэтому решено изменить формат выпуска учебников, и пионером в этой истории станет наиболее "цифровизированная" Америка. «Мы решили, что также, как в музыке или СМИ, – пришло время пересмотреть приоритеты в создании наших продуктов», – передали зарубежные СМИ слова Фэллона.

А нам-то зачем?

Российский ученик может пользоваться как бумажным, так и электронным вариантом учебника, причём в цифровом присутствует интерактив (ауди-видеофайлы и т.д.)

"Идея повсеместной цифровизации привлекательна: интернет-продвинутому педагогу не надо горбатиться – тащить домой гору тетрадей и проверять их часами под «лампочкой Ильича», а детям не надо носить практически неподъёмные рюкзаки, – высказывает свою точку зрения учитель школы №44 (Санкт-Петербург) Елена Сапожникова. – Пульнул в интернете детям задание, получил электронный ответ, проверил. Сказать "Садись, Иванов, «два»!" можно и в интернете. Но, уверяю вас, не только дети, но и учителя при тотальной цифровизации разучатся думать, пользуясь исключительно электронным учебником. Хотя нет разницы между биномом Ньютона в бумажном и цифровом учебнике и можно тотчас узнать в интернете, что дважды два – четыре, а вовсе не пять, и Париж – столица Франции, а не какой-нибудь Бельгии, отрывочные сведения – ещё не система знаний. Даже если не брать в расчёт такой предмет, как литература, требующая привычки не только думать, но и чувствовать, сравнивать".

По мнению педагога, зарубежная компания Pearson, прежде всего, руководствуется соображениями бизнеса, чего не скрывает, говоря о том, что обновлять цифровые учебники проще, а прибыль от такой продукции куда более значима.

"У нас пока, слава богу, сохранились другие приоритеты, а учебники издают другие издатели. Так что Pearson пусть экспериментирует где-то там", – говорит учитель.

В том, что компьютерное образование – хорошо, но оно должно лишь дополнять, но ни в коем случае, не заменять учебный процесс с использованием привычного учебного пособия, уверен специалист в области возрастной психологии, доктор психологических наук Аркадий Смолин.

"В виртуальном мире буквально за секунду можно получить ответ на вопрос из любой области знаний. Но будет ли он верным? Бывало, начнёшь разбираться, утонешь, – объясняет эксперт. – А вспомним ещё, сколько у нас разновидностей учебников существует! Нам бы с их качеством ещё разобраться. Даже если придём к одному знаменателю, предложив детям десяток проверенных, виртуальное общение с педагогами в нашей современной школе сомнительно. Вспомним хотя бы средний возраст российских учителей – 50-52 года. Далее можно без комментариев".

Плюсы и минусы

Эксперты оценили положительные и отрицательные стороны повсеместной цифровизации учебного процесса.

Плюсы:

– электронные устройства сведут к минимуму вес школьных рюкзаков;

– ускоренный доступ к знаниям расширяет возможности детей, особенно живущих в небольших населённых пунктах (например, в глубинке Ленобласти, где уже успешно действуют программы «виртуального музея» и «виртуальной библиотеки»;

Минусы:

– внедрение совершенных электронных «учебников мечты» требует огромных затрат;

– уровень достатка в российских семьях очень разный, поэтому трудно добиться «технического равенства»;

– чтение с монитора намного быстрее портит зрение, чем чтение с листа;

– при переходе к тотальной цифровизации в школах пришлось бы менять санитарные правила и нормы (СанПиН), предписывающие ученикам старших классов, не говоря уже о младших, находится перед компьютерным экраном даже меньше получаса – 25 минут.

"Безусловно, нашей стране не нужна калька, пусть даже и самого крупного в мире издательства, кстати, практически непричастного к тиражированию российских школьных учебников. Хотя от цифровизации мы уже никуда не уйдём. Но при этом важно, чтобы дети разумно дозировали умственную и игровую нагрузку, бумажные носители с электронными", – считает школьный психолог Маргарита Нестеренко.

Директор издательства "Просвещение" Михаил Кожевников считает, что у детей надо развивать навык работы с цифровым пространством, умение анализировать информацию.

"Цифровые образовательные продукты создаём в партнерстве с лучшими телекоммуникационными и IT-компаниями, – объясняет он. – Стараемся их дорабатывать и адаптировать, ориентируясь на интересы и возможностей регионов, школ, педагогов и учеников. Это разумный подход".

Евгения Дылева

Фото: https://www.computerra.ru/