Без денег 30 дней: банковские карты хотят блокировать при подозрительных переводах

Эксперт оценил предложение банков замораживать счета потенциальных мошенников.

Банки хотят изменить законы, касающиеся сферы безопасности клиентов. Они предлагают блокировать карты получателей подозрительных денежных средств. О возможных изменениях сообщили в Ассоциация банков России. На ближайшем заседании комитета по информбезопасности, которое состоится 27 августа, пройдут обсуждения соответствующих поправок в законодательство.

Что сейчас?

Если у пользователя неизвестные списали с карты деньги, то он сам блокирует счет в личном кабинете или идет в ближайшее отделение связи и блокирует ее там. В этом и заключается проблема: средства уже списаны и только потом возникает необходимость блокировки. Далее пользователь может запросить список последних действий с его счетом, посмотреть активность карты. В случае мошенничества человек идет в полицию и пишет заявление.

Что хотят сделать?

Банки предлагают блокировать карту, но не того человека, у которого списали средства, а того, кому они пришли. Это предполагается делать без согласия клиента- плательщика. Карта получателя денег будет замораживаться до того момента, пока не будет доказана законность операции. Но, при этом могут пострадать и обычные пользователи.

Цитата

“Этим вопросом нужно заниматься. Но, здесь важно понимать, что нужно делать, чтобы банки случайно не блокировали карты обычных пользователей. Нужно не вводить что-то новое, а потом дорабатывать, нужно сразу учитывать все моменты, чтобы не пострадали люди, которые делают обычные переводы и платежи своим родным, друзьям, коллегам”- отмечает Анатолий Голод, генеральный директор службы общей информационной безопасности.

Механизм работы

Предполагается, что заморозка конкретного платежа или всей карты будет зависеть от действий отправителя денег. То есть, при фиксации подозрительного платежа карта блокируется сразу. Но, если тот кто отправил (с кого списали деньги мошенники) напишет заявление в полицию и получит уведомление, то блокировка карты получателя (мошенника) будет действовать до 30 рабочих дней. Если же пользователь, с которого списали деньги никак не отреагирует на перевод средств (не обратится в банк или полицию), карта будет разморожена в течение 2 дней.

Здесь уже возникают сложности с быстрой проверкой подозрительных карт, действительно ли они мошеннические или ими пользуются обычные клиенты банка. Эксперт Онлайн 47 предлагает сочетать автоматические программы безопасности и обзвон сотрудниками банка:

“Важно, чтобы при программной безопасности автоматически были предусмотрены так называемые разные пороги подозрительности. Если сразу понятно, что через карту проходят какие-то мошеннические схемы, то да, карту надо блокировать на 30 дней. Но, если есть просто сомнительные переводы, нужно обзванивать клиентов, задавать вопросы и получателям, и отправителям денежных средств. Специалисты банка должны оперативно все это проверять. И важно, чтобы с карты быстро снимали блокировку. Наилучший вариант, когда карту размораживают прямо в день блокировки”.

Юридические нюансы

Открытым тогда остается вопрос соблюдения поправок с юридической точки зрения. Списание средств с карты- это уголовное дело (статья 159 Уголовного кодекса РФ). И при обращении в банк и полицию с заявлением пользователь дает основания для возбуждения дела. И, если учитывать работу правоохранительных органов, а не автоматические системы банков и обзвоны, расследование может затянутся дольше чем на 30 дней. Тогда уже необходимо регламентировать основания и сам документ, по которому заморозку счета должны будут продлить.

Цитата

“При правильной реализации проекта, правильном подходе, где предусмотрены различные нюансы и способы обезопасить простых клиентов от ошибочной заморозки, минусов новой системы быть не должно”, - комментирует Анатолий Голод, генеральный директор службы общей информационной безопасности.

Анастасия Заливухина

Фото: vopros-ik.ru, yandex.ua, www.vse-sekrety.com, promdevelop.ru, rosto32.ru