Почему Кудрово из деревни превратилось в «город, где хочется жить»

И что отличает его от типичных районов новостроек

Буквально 10 лет назад о Кудрово никто и не слышал – это была маленькая, почти незаселенная деревушка на границе области и мегаполиса. Вряд ли кому-то пришло бы в голову отправиться сюда, чтобы погулять да познакомиться с окрестностями.

Но сейчас это самый настоящий город – и в него можно смело отправляться на экскурсию (тем более что границы все равно закрыты, а Кудрово – вот оно, рядом, пусть пока и в «красной» зоне).

Именно так поступил корреспондент Online47 – в желании понять, как здесь решаются актуальные для всех новых районов проблемы и оправдано ли Минстрой признал Кудрово лучшим городом для жизни в Ленобласти.

Стройке – новые правила

Еще в начале 2000-х в деревне Кудрово жило меньше ста человек – сегодня же здесь насчитывается более 41 тысяч жителей. Активное развитие территории, строительство жилья и близость к Петербургу сделали деревню привлекательной для людей – тем более что уже в 2018 году она получила статус города.

Но статус наложил и определенные обязательства. И поначалу справляться с ними было непросто – развитие деревни начиналось силами частных компаний, которые не всегда озадачивались созданием инфраструктуры. Ничего личного, как говорится, – только бизнес.

Но с тех пор правила игры изменились – правительство Ленинградской области прекратило во многом бессистемную застройку «популярных» у застройщиков территорий Всеволожского района. Теперь – новые требования, без соцобъектов – не будет и стройки.

«По поручению губернатора Ленинградской области органами исполнительной власти региона были подготовлены и направлены в Государственную Думу РФ предложения по внесению изменений в федеральное законодательство, – также рассказали Online47 в строительном блоке регионального правительства. – Одна из инициатив Ленобласти повлияла на изменения Градостроительного кодекса РФ. С 2016 года правообладатель земельных участков не имеет права осуществлять комплексную застройку без всей необходимой социальной и инженерной инфраструктуры, парковок и зон рекреации, детских садов и подъездных автомобильных дорог. Это учитывается при вводе объектов и выдаче разрешений на строительство».

Вот так вот.

Впрочем, для Кудрово этот вопрос уже не столь актуален – массовое жилищное строительство в городе практически завершено. Последний жилой квартал, возводящийся за «Лентой», уже следует новым нормам – будет и озеленение, и соцобъекты, и расширение участка дороги от пересечения проспекта Строителей и улицы Областной в направлении ж/д переезда «Заневский пост 2».

Кстати, поговаривают, что в дальнейшем этот проект может перерасти в устройство пассажирской платформы с движением электропоездов до станции Ладожская. Но пока – тсс.

В общем, стройка жилых домов в городе почти завершена. Теперь акцент – как раз на социальной инфраструктуре.

И в садик, и в школу

Нехватка мест в детских садах, а порой и школах актуальна для многих регионов России. Кудрово в этом отношении стремительно «исправляется». В том числе благодаря тому, что застройщикам предложено участие в региональных и федеральных программах, в рамках которых они могут, к примеру, «обменять» соцобъекты на налоги. Также регион выкупает построенные объекты.

Не пропустите

Online47 не раз рассказывал об успешных примерах подобного сотрудничества властей и строительных компаний.

Вообще по проектам планировки территорий в самом молодом городе России должно быть девять школ и 23 детских садов. Что есть на сегодня? Загибаем пальцы:

· три школы на 2475 мест (на 1600, 600, 275 мест);
· 10 детских садов на 1450 мест: три детских сада по 110 мест каждый, два детских сада по 140 мест, два детских сада по 160 мест, один детский сад на 220 и два детских сада на 150 мест каждый.

Еще шесть объектов строятся прямо сейчас – это две школы на 2100 мест (1000 и 1100 мест) и четыре детских сада на 835 мест: один детский сад на 160 мест (по нему уже оформляется разрешение на ввод в эксплуатацию), один – на 295 мест и два – на 190 мест.

Еще 13 объектов планируется построить в ближайшие годы. Это четыре школы на 4450 мест (1600, 1200, 825 и 825) и девять детских садиков на 1625 мест (160, 140, 220, 220, 265, 110, 110, 200, 200).

Думается, всем должно хватить.

Не пропустите

Эх, дороги

Любое развитие сопряжено с решением множества задач. И одной из самых актуальных для Кудрово стала транспортная доступность – многие местные жители работают в Петербурге и вынуждены каждое утро стоять в пробках, поскольку дороги при строительстве не были рассчитаны на такие автомобильные потоки.

Что делать в такой ситуации – вроде бы ясно: нужно расширять загруженные улицы, строить новые съезды с КАД, да и вообще максимально соединять Кудрово с Северной столицей всеми возможными путями.

Но тут надо понимать одну простую вещь: приграничные территории сложнее, так скажем, самостоятельных – и здесь нельзя действовать «в одного».

Не пропустите

Да, решение многих вопросов берет на себя Дирекция комплексного развития территорий Ленинградской области. Например, в прошлом году был расширен до четырех полос участок Ленинградской улицы (от пересечения с Центральной до ж/д переезда), а в ближайшее время планируется соединение южной и северной частей города за счет продления проспекта Строителей до улицы Ленинградской.

По информации Online47, сам проспект – от Пражской – будет расширен до четырех полос. Кроме того, проект предполагает и возведение мостового перехода через реку Оккервиль – и оно будет завершено уже в этом году.

Однако зачастую инфраструктурные решения необходимо согласовывать с администрацией Санкт-Петербурга. А ведь – что, в целом, логично и нормально – у нее есть свой взгляд на то, как должны развиваться и выглядеть приграничные территории.

Так, к примеру, в текущем году должны начаться работы по дороге от Областной улицы до Подвойского – сейчас проект на согласовании с РЖД и профильными комитетами Петербурга, и соглашение должно быть достигнуто.

А вот строительство продолжения улиц Крыленко и Тельмана до границ Санкт-Петербурга и Ленинградской области просто не предусмотрены генпланом Северной столицы. И в одностороннем порядке работы не выполнить.

Определенные трудности вызывают и железнодорожные пути, поскольку существуют нормативные ограничения по расстоянию между ж/д переездами. Они вызваны требованиями к безопасности. Именно поэтому, вероятно, не будут соединены улицы Крыленко и Тельмана с Центральной.

Но работа ведется. Как узнал Online47, Управление Ленинградской области по транспорту получило от Октябрьской железной дороги технические условия на устройство железнодорожного переезда в створе ул. Подвойского Санкт-Петербурга и ул. Областная Кудрово.

В соцсетях также нередко поднимается вопрос о расширении улицы Центральной. Однако основной дорогой станет проспект Строителей, а Центральная – лишь его дублером. Поэтому «мощностей» хватит, и изменять количество полос не потребуется.

Зато уже в этом году на участке от Новой до пересечения с Областной появится пешеходная зона, а сама Центральная улица в ближайшие годы будет продолжена до Мурманского шоссе с реконструкцией существующей развязки и обеспечением подъезда к будущему ТПУ «Кудрово».

Не пропустите

А метро будет?

Своя станция метро городу Кудрово необходима – это факт. И она будет – это тоже факт.

Вопрос только в сроках – не секрет, что уже несколько раз они сдвигались.

Однако строительство станции метрополитена – это не просто «выкопать тоннель и рельсы положить». Здесь и большие проектные работы необходимы, и десятки согласований нужно получить, и сопутствующую инфраструктуру предусмотреть.

Ведь в Кудрово появится не просто метро – а многофункциональный пространственно и логистически развитый транспортно-пересадочный узел. Он включит в себя не только вестибюль станции, но и автобусный вокзал, остановки пассажирского транспорта, перехватывающую парковку, коммерческие помещения.

Этот проект разрабатывается с прицелом на будущее. И проще – да и дешевле – сделать все грамотно сразу, а не заниматься «доделками» много лет после.

Поэтому в рамках строительства транспортно-пересадочного узла до 2023 года будет создана транспортная развязка на пересечении автомобильных дорог Р-21«Кола» и «Заневка – Кудрово».

«Она включает в себя строительство автомобильного путепровода со съездами на пересечении проспекта Строителей, устройство переходно-скоростных полос на 13-м километре автомобильной дороги Р-21 «Кола», строительство многоуровневой транспортной развязки для выезда в сторону Санкт-Петербурга с территории ТЦ «МЕГА» в 2024 году. В 2025 году проект должен завершиться возведением самого ТПУ «Кудрово», – подробно разъяснили Online47 в областном правительстве.

А по самой станции метрополитена все – в штатном порядке. Сейчас разрабатывается проект планировки и межевания территории, к марту 2021 года эти подготовительные работы должны быть закончены – и можно будет приступать к следующему этапу.

Планируемый срок открытия станции метро – 2025 год.

«Паркануться негде!»

Такие возмущения часто слышишь в районах новостроек – исключением не стал и город Кудрово. Дворы здесь действительно заставлены легковушками – порой и не пройти, что уж говорить про проезд специализированной техники – пожарных машин, к примеру.

Но, как выяснил Online47, норматив по наличию парковочных мест при вводе жилых домов в Кудрово… был соблюден. Более того, он даже немного превышен – в городе 87 тысяч парковочных мест, что означает 1,55 машиномест на квартиру при нормативе в 1,5.

И на сегодняшний день существующие, открытые и работающие платные парковки заполнены лишь на 50-60%.

Тут и возникает вполне закономерный вопрос: а кто же заставляет водителей парковать свои любимые «ласточки» с нарушениями правил парковки и так, чтобы пожарные службы при необходимости не могли проехать к нужному дому?

Впрочем, в начале следующего года в южной и северной части Кудрово будут построены новые многоуровневые паркинги. Они и шумовые эффекты от КАД снизят, и дополнительные места для парковки предоставят.

Не пропустите

Жить нужно здорово

Говоря о социальных объектах, нельзя обойти стороной медицину. Тем более что в 2020 году этот вопрос стал по-особому актуальным.

Еще недавно «больной» для Кудрово вопрос сегодня решается в рабочем порядке: в городе в 2022 году будет открыта поликлиника на 600 мест, в которой будут и дневной стационар, и отделения стоматологии, физиотерапии и лучевой диагностики, и женская консультация, и круглосуточный травмпункт, и подстанция скорой помощи.

В общем, все, что нужно. На здоровье.

Кроме того, на улице Центральной возводится частный четырехэтажный медицинский центр, где жители смогут получать бесплатную помощь по полисам ОМС. Точно так же, как сегодня они получают медуслуги в двух центрах «Семейный доктор» на Ленинградской, 3 и Столичной, 4/3 и двух амбулаториях на Областной, 1 и Ленинградской, 3.

Доступна для посещения и сама Всеволожская больница.

…а еще безопасно

Online47 рассказывал о том, что в 2019 году в южной части Кудрово и соседнем Янино-1 были «введены в строй» две современные пожарные части. В этом году будет построено еще одно депо – на этот раз, на севере города.

Не пропустите

Таким образом, вопрос пожарной безопасности в Кудрово решен (осталось парковаться в положенных местах). С охраной общественного порядка тоже в текущем году все окончательно стабилизируется – на Европейском проспекте в Кудрово будет завершено строительство полицейского участка, в котором смогут разместиться более 70 сотрудников правоохранительных органов и отдел УФМС.

«Зеленая» зона и гордость горожан

Важная точка на карте Кудрово – парк «Оккервиль», расположившийся вблизи Ленинградской улицы. Он был образован в 2016 году и быстро стал любим кудровчанами. Но вместе с любовью родились и опасения – а вдруг парка лишат, а вдруг его уменьшат, застроят?

Однако по факту эта «зеленая» зона только расширяется. Так, в 2019 году она увеличилась на 2.65 га за счет безвозмездной передачи земли – так называемой «Березовой рощи» – муниципалитету от застройщиков, о чем договорился губернатор Ленобласти Александр Дрозденко.

Направлено и обращение в Невско-Ладожское бассейновое водное управление – с просьбой о том, чтобы береговая охранная полоса была передана в безвозмездное пользование региону. Это, как поясняют в правительстве, позволит соединить лесной массив за КАД и сформировать территорию зеленых насаждений площадью от 25 гектар.

Сам же «Оккервиль» сегодня благоустраивается в рамках программы «Комфортная городская среда». Проект долго обсуждался с горожанами – и уже в этом году парк преобразится и станет отличным местом для отдыха со скамейками, диванами-качелями, песочницей и многими другими объектами.

Не пропустите

Кроме того, сегодня разрабатывается проект велодорожки до местной достопримечательности – памятника погибшему танкисту в деревне Новосергиевка.

Для резюме

За несколько лет Кудрово превратилось из деревни в город. И в своем новом статусе оно всего два года – для населенного пункта таких масштабов это в общем-то и не срок.

Конечно, есть вопросы, требующие решения. Ведь чем больше есть – тем больше нужно, тем больше хочется. И самый молодой город России сегодня демонстрирует хорошие амбиции – которые, самое главное, явно соответствуют возможностям.

Уже сегодня Кудрово привлекательно для жизни – здесь есть и парк, и детские площадки, и магазины, и IKEA, и Мега-парк для любителей активного отдыха. Не каждый житель мегаполиса может похвастать столь интересным соседством.

Но и планов на дальнейшее развитие – много. И что примечательно – и это видно, например, по ситуации с «Оккервилем» – эти планы разрабатываются вместе с жителями, в совместном диалоге и взаимопонимании.

Не пропустите

Так что любопытно будет сравнить нынешнее Кудрово с тем, что будет, ну, скажем, года через два. Наверное, Online47 будет локти кусать, завидуя кудровчанам. А ведь давно известно: чтобы стать женой генерала – нужно выйти замуж за лейтенанта.

Фото: Валентин Илюшин/Online47

Загрузка...