"Сарафанное радио" уже не то: отзывы о продуктах в Интернете пишут специально обученные люди

Как работают фирмы, распространяющие фейковую информацию о товарах и услугах

Чаще всего продукты и услуги выбирают по отзывам. Если раньше это были отклики знакомых и друзей, то теперь поиск информации и «сарафанное радио» сместились в Интернет. Но с развитием площадок для отзывов и социальных сетей, развиваются и способы их регулирования.

Кто пишет отзывы?

Существует много фирм, которые занимаются «управлением репутации в сети». Так мягко называется создание «пачками» заказных отзывов, текстов и диалогов. Работает над отзывами целый штат профессиональных копирайтеров со ставкой и нормативами по выработке. Стоит один подробный отзыв для копирайтера около 100 рублей, а для заказчиков суммы исчисляются сотнями тысяч, потому что работа копирайтера – это только вершина айсберга.

«Ежеминутно мы мониторим упоминания о заказчике. Для этого есть специальные программы, они не бесплатные, купить лицензию и нам не дёшево, а простыми оповещениями из Гугла и Яндекса тут не обойтись, они не «отлавливают» упоминания в социальных сетях, - рассказывает специалист по управлению репутацией в Сети Ольга Евсеева. – Далее, менеджер решает, как реагировать на негатив: ответить от лица фирмы, «затроллить» автора негативного отзыва, или просто поставить 5-10 положительных отзывов, чтобы негатив сместился с главной страницы ресурса. Соответственно, либо мы берем уже отзывы из готовых, заранее написанных, либо откликаемся по ситуации».

Отличительные признаки заказных отзывов

Многим кажется, если отзыв короткий, вроде «всё здорово», то написали его сами сотрудники компании, это как раз не так. Чаще всего люди пишут именно коротко, если пишут позитив. Только негатив описывают подробно. А вот позитивный подробнейший отзыв может заставить задуматься о том, кто его автор.

Второй признак «заказного» отзыва – количество «ключей» - устойчивых словосочетаний в тексте. Например, «кофемашина купить», «кофемашина отзывы». Выглядят они довольно неестественно, копирайтеры изо всех сил стараются их вписать красиво, но это редко удаётся, тем более, что между такими словами не должны стоять знаки препинания, для лучшей обработки алгоритмами Яндекса и Гугла.

Третий явный признак «фальшивого» отзыва – их количество. Если идёт 5-10 подряд отличных отзывов, скорее всего, тут побывали копирайтеры и менеджеры.

К сожалению, в остальном отзывы не отличаются. В них специально делают ошибки, пропускают знаки препинания, стилизуют под реальные отзывы. Да и аккаунты, которые их постят очень похожи на настоящие.

Что такое «ботоферма»

Ранее фейковые отзывы распространяли с аккаунтов, которые легко можно было изобличить. На аватарках стояли невнятные фото животных, картинки. И не было обычных записей. Сегодня ситуация изменилась. Отзывы пишут с аккаунтов, которые практически невозможно отличить от страничек реальных людей.

«Мы называем это «ботофермой». Когда-то пять лет назад было куплено множество симкарт. На каждую из них регистрировался один персонаж на всех возможных площадках для отзывов. «Мужчины» на всяких ресурсах про авто, ремонт и т.п. «Женщины» - на площадках косметики. Им всем заводили с таким же именем аккаунты в социальных сетях. Потом нанимаются студенты, которые за небольшую зарплату эти аккаунты прокачивают. Загружают постепенно фото, делают «личные» посты. Проходит около полугода и члена «ботофермы» ни за что нельзя отличить от живого человека. Да, если интересно, фото обычно берут из соцсетей, только иностранного сегмента, чтобы пользователь не обнаружил это».

Такие аккаунты не могут рассекретить не модераторы площадок для отзывов, ни другие пользователи.

Фейковые отзывы – это необходимость

Казалось бы, все это похоже на обман, но менеджеры говорят, что это больше необходимость:

«Положительные отзывы, какой бы хорошей не была компания, оставляют очень редко. Клиент пришёл, получил качественную услугу и забыл. А вот если хоть что-то пошло не так, хоть у одного клиента из 1000, он начинает заполнять весь интернет негативом. Поэтому компаниям приходится над этим работать. Кроме того, многие отзывы действительно полезны, они разъясняют ситуации и копирайтеры, прежде, чем приступить к работе, продукт пробовали (косметику, бытовую химию, продукты) или подробно изучали отличительные свойства товаров и услуг. Так что я ничего плохого в этом не вижу. К слову, до Петербурга и Ленобласти мы ещё не совсем дошли, большинство бизнесов из вашего региона экономят и пытаются самостоятельно решать такие вопросы. Чаще всего такими услугами пользуются московские компании или большие федеральные», - рассказала специалист.

Дмитрий Черников

Фото: https://i.ytimg.com/vi/eUI3ZJeqSRg/maxresdefault.jpg

Загрузка...