Кто устоит под ветром цифровых перемен в системе образования

В Ленинградской области собираются масштабно виспользовать возможности цифровизации образования уже в следующем году.

Сегодня в Москве заканчивает работу двухдневная конференция по технологиям в образовании. EdCrunch - так назвали её организаторы - проходит уже в шестой раз, адресована, как заявляется, и родителям, и профессионалам, и вообще она – «глобальна». Вопросы, которые уже обсуждались и еще будут обсуждаться по итогам события, вряд ли вызовут однозначную реакцию всех тех, кого внедрение технологий затронет первыми.

Перемены, они, знаете ли….

Ультиматум

Знаковыми фигурами в качестве спикеров конференция не обделена. Но самым цитируемым в первый же день работы EdCrunch стал спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков – не путать с пресс-секретарём Владимира Путина, ибо это разные люди.

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития .

Специальный представитель Президента Российской Федерации по вопросам цифрового и технологического развития .2019.edcrunch.ru


И немудрено: если не брать во внимание все тезисы выступления Дмитрия Николаевича, а прочитать только то, что цитировали активнее всего, то преподаватели вузов всей страны вчера должны были, как минимум, вздрогнуть.

РИА Новости процитировали его так:

"Есть сценарий, который можно назвать "каннибалистическим". Это сценарий, при котором несколько ведущих университетов создают онлайн-платформы и фактически вымывают ядро региональных университетов. Он такой, крайне неприятный".

Действительно, чего уж тут приятного – чуть ли не с вещами на выход…

Но вот как прокомментировал этот посыл Арсений Майоров, помощник ректора ЛГУ им. А.С. Пушкина, директор НОЦ урбанистики и киберантропологии:

Директор НОЦ урбанистики и киберантропологии ЛГУ им.А.С.Пушкина

Директор НОЦ урбанистики и киберантропологии ЛГУ им.А.С.Пушкина



"Я не уверен, насколько нужно расставлять вот прямо такие акценты – «либо цифровизуйся, либо умри» - но, объективно говоря, с точки зрения общей картины, я с этим более чем согласен".


Не страшно

Судя по словам Арсения Майорова, в Ленинградской области таких жестких альтернатив уже не боятся и более того - понимают и поддерживают. Во всяком случае, в областном университете:

"Для нас это сверх актуальна задача. Более того, в 2020 году мы собираемся это реализовывать уже в полной мере - это один из приоритетов нашего развития. И - да, мы обладаем соответствующей платформой для дистанционного обучения. Честно скажу – она не наша авторская наша, мы пользуемся теми решениями, которые уже есть на рынке. И любой вуз, который претендует на эффективность, обязан такими инструментами обладать. Мы такими вещами обладаем, и пытаемся активно использовать. На последнем учёном совете наш ректор поставил очень чёткую задачу: мы должны диверсифицировать свой портфель образовательных услуг и выходить на цифровые решения для области, чтобы быть более комфортными и интересными."

И это - огромное окно, а точнее - двери! - возможностей для получения высшего образования или повышения квалификации для жителей самых разных районов региона:

"Мы работаем в Ленинградской области - разъясняет Арсений Майоров. - И естественно, для нас приоритет – присутствие в каждом районе Ленинградской области. Но с чем мы сталкиваемся? Есть районы в области – Сланцы, например, или Лодейнопольский район, где инфраструктура и количество людей, желающих получить высшее образование, недостаточны для экономически оправданных затрат на строительство классического здания вуза. Чтобы там были преподаватели, чтобы там всё соответствовало требованиям Рособрнадзора... И получается, что если мы не будем развивать цифровые инструменты, то жители отдалённых районов окажутся без возможности получить высшее образование - такое, какое они хотят".

Более того: по словам Арсения Майорова, сейчас в Ленинградском государственном институте имени Пушкина работают над вопросами лицензирования дистанционного образования - с тем, чтобы студенты, обучающиеся дистанционно, могли получать соответствующие дипломы государственного образца:

"В Петербурге пока только 5 вузов обладают лицензией на дистанционные образовательные услуги. В Ленинградской области мы выступим пионерами. И я подозреваю, что да - цены на такие образовательные услуги будут ниже, а диплом о высшем образовании или повышении квалификации будет точно такой же".


Без нервов

И всё же тем учителям и преподавателям российских школ, колледжей и вузов, кому предстоит первыми встретить волну цифровизации, похоже, предстоит неслабая проверка на стрессоустойчивость и способность в переменах сначала искать преимущества, а сложности и проблемы превращать в задачи для решения.

К примеру, замминистра просвещения РФ Марина Ракова сообщила, что в стране - пока в тестовом режиме, но всё же – заработала онлайн-платформа, на которой должны быть представлены все доступные образовательные сервисы – этакий агрегатор всевозможных обучающих и просвещающих заданий, лекций, игр…

EdCrunch-2019, Москва.

EdCrunch-2019, Москва.Университет НТИ


В министерстве предполагают, что это поможет разгрузить учителя – об этом говорила сама Марина Ракова.

Только надо понимать: учителю надо будет постоянно «быть в теме» - изучать новинки, выбирать актуальное…

И это – только одно из направлений работы платформы. Потому что вообще-то на ней же будет формироваться и цифровой профиль учителя. Обещано, что формировать его будет сам учитель: можно указывать свой опыт, достижения разработки – всё то, что позволит директорам школ всей страны подбирать кадры.

Цифровизация – это ведь возможность работать удалённо не только преподавателям вузов...

Шанс

Одна из ключевых гуманитарных идей, которой оперируют идеологи и двигатели цифровизации образовательной системы страны – это возможность каждому человеку получать «бесконечный второй шанс», подчёркивают в Университете «Национальная технологическая инициатива».

И тоже цитируют специального представителя президента РФ по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрия Пескова, - но уже вот так:

«Если ты сделал ставку, и она не сыграла, это не конец карьеры. Должна быть возможность попробовать второй и третий раз. Это значит, что цифра и искусственный интеллект должен развивать не одну твою суперспособность, но и то, что станет второй, третьей и четвертой способностью».

Дело, в общем, за малым - как со всем этим обилием шансов взлететь.

Арсений Майоров, впрочем, в этом плане спокоен и даже оптимистичен:

"Это проистекает из двух вещей: социобытовая привычка студентов, которые не мыслят себя без цифрового мира, и - возможность повышения мобильности предоставления образовательных услуг. Это объективно открывает новые возможности для тех людей, кто не может приезжать учиться, к примеру, в Санкт-Петербург. И это дешевле".


Наталья Старичкова

Фото: EDCRUNCH | Технологии и образование/ВК

Загрузка...