Рейтинги как ориентир: Ленинградская область на них посматривает - и идёт дальше

О чём говорят разночтения в иерархии показателей от разных источников


Это может показаться странным, но одна из насущнейших экономических задач сегодняшнего дня для всей России и для каждого региона – качественные рейтинги инвестиционной привлекательности. Причём, такие, в объективности которых могли бы быть уверены инвесторы – и отечественные, и зарубежные. Пока же регионам приходится доказывать свою экономическую привлекательность вручную, а президент во всеуслышание говорит о необходимости совершенствования методологии рейтинговых исследований.

Вот и Ленинградская область - ждёт.

То ли 7, то ли 13

Накануне стали известны данные рейтинга Агентства стратегических инициатив по инвестиционной привлекательности регионов. И в Ленинградской области с откровенным изумлением обнаружили себя… на 13 месте.

Что же, собственно, удивило?

Так-то вроде бы всё очень даже неплохо: 47 регион – в ТОП-20…

А удивило то, что для Ленобласти – это же снижение, причём и аж на 4 пункта!

А как же тогда «Итоги рейтинга инвестиционной привлекательности регионов» за 2019 год от Национального рейтингового агентства?

ra-national.ru

То есть, согласно данным одних экспертов – Ленобласть в 2019 году подтвердила своё 7 место, а по данным других – нет?

И ладно бы разница была на один-два пункта, но когда – чуть ли не вдвое?

Не пропустите

Подсказка президента

Ответ на подобное изумление, кстати, вчера дал Владимир Путин. Выступая на дистанционном заседании Наблюдательного Совета АСИ и всячески за проделанную работу благодаря, президент не преминул деликатно, но отметить:

«Я согласен с тем, что нужно обновлять методологию рейтинга».

Методология! Вот что должно быть отточено и внятно, наконец, применяться, причём так, чтобы все заинтересованные лица могли проверить логику и оценки экспертов - и им довериться.

А иначе зачем вообще нужны рейтинги инвестиционной привлекательности?

Россия, кстати, не раз сталкивалась с некоторыми странностями в оценках мировых рейтинговых агентств. Так что необходимость формирования – или, скажем мягче, совершенствования методологии отечественных рейтингов – задача государственной важности.

А пока…


Пока и отечественным компаниям, и российским регионам приходится формировать адекватное представление об экономической привлекательности практически самостоятельно.

А на рейтинги… Посматривать, конечно, но относиться к ним пока как к экспертным настроениям – не больше.

Без купюр

Кстати, сами эксперты о рейтингах говорят ещё жёстче.

Директор экспертно-аналитического центра «Северо-Запад», социальный технолог Екатерина Колесникова:

"К каким-либо рейтингам я в принципе отношусь скептически. Когда таких продуктов стало великое множество, то они тут же потеряли в цене и стали больше медиа-продуктом. Во-первых, мы никогда до конца не знаем полную методологию конкретного исследования. Во-вторых, исследуемое поле или объект всегда очень подвижны, и измерить какую-либо величину (значение, охват) с точностью и без погрешностей практически невозможно, даже если это исследование качественное. У каждой социологической группы свои методы работы, основанные на синтезе научного и практического подходов. Кроме того, было бы наивно полагать, что инвесторы (особенно иностранные) принимают решение о сотрудничестве с регионами нашей страны, опираясь только на рейтинги провластных структур. Предприниматели заказывают исследования у независимых социологов (маркетологов), если несут свои деньги на чужую территорию, и будем уж честными до конца – всегда ищут гарантий спокойной работы в высоких региональных кабинетах. Недавно президент говорил о том, что нам нужно совершенствовать методологию исследований. Но я не думаю, что это будет реализовано на практике. Главным образом потому, что на рынке много игроков, для которых подобные работы – основной источник доходов. Потому одна единственная «правильная» схема никому не нужна. Примеров здесь множество: от разницы в замерах уровня протестных настроений в регионе/стране, которые делают одни специалисты и утверждают, что только их исследования самые правдивые, до всевозможных попсовых «губернаторских бирж и главных повесток» вкупе с количеством упоминаний в соцсетях. Что касается замеров инвестиционной привлекательности, то самый правдивый показатель, который региональная власть может потрогать своими руками – уровень доходов бюджета по статьям поступлений».

Вместо комментария

Согласно свежим официально подсчитанным данным о состоянии бюджета Ленобласти, бюджет за 1 квартал 2020 года был исполнен с профицитом в 5,7 миллиардов рублей: потрачено было только 29,6 миллиардов. По данным комитета финансов, налоговые и неналоговые поступления в региональный бюджет в 1 квартале 2020 года выросли на 6,3 % — 1,9 млрд рублей — по сравнению с аналогичным периодом 2019 года.

Не пропустите

По данным же Оnline47, даже коронавирусный стресс областной бюджет в «минус» не уронил – но в окончательных цифрах об этом станет известно чуть позже.

Наталья Старичкова


Загрузка...