Экологичный проездной: россияне смогут оплачивать поездки в метро пластиковыми бутылками

Возможно, скоро россияне будут брать с собой на работу не жетон, а пару пластиковых бутылок.

В метро по всей стране могут появиться специальные установки для сбора пустых бутылок и банок в счет оплаты проездного билета. Вопросом занялся Минтранс. Однако, реализация удобной и полезной инициативы уже сейчас, на стадии разработки, сталкивается с серьезными препятствиями.

Что произошло

Министерство транспорта РФ начал разрабатывать вопрос установки на объектах транспортной инфраструктуры аппаратов для сбора пустых пластиковых бутылок и банок, которые помогут россиянам экономить на проезде. В первую очередь речь идет о метрополитене, однако звучат предложения по установке в других общественных местах (у крупных магазинов, на стадионах, на вокзалах, в ВУЗах и т.д.).

К вопросу также подключились Минприроды, Минпром, Российский экологический оператор, ОАО "РЖД", ФНС, Роспотребнадзор, Росприроднадзор и те субъекты России, где есть метрополитен.

fonar.tv

История вопроса

Автоматы для сбора пустой тары называются фандоматы или пандоматы. Их установку начали практиковать в Москве еще в 2004 году, однако в 2011 этот проект свернули из-за банкротства оператора. Позже другие компании занимались установкой, но вопрос вознаграждения за пустые бутылки вызывал споры у граждан: кто-то больше заботился об экологии и не обращал внимания на тарифы, а кто-то считал слишком низкой цену за пустые бутылки.

В феврале 2019 года вице-премьер РФ Алексей Гордеев сообщил, что экологические автоматы начнут ставить в российских городах-миллионниках. А в начале лета к инициативе решили подключиться крупные сетевые магазины. Купить фандоматы решили X5 Retail Group (“Перекресток”, “Пятерочка”, “Карусель”) , "Магнит" и "РТ-Инвест". Посетители столичных магазинов этих компаний уже сейчас могут сдавать пустые бутылки и получать скидки на определенную категорию товаров.

В случае с метро людям будут начисляться баллы за сдачу тары, которые потом можно будет потратить на проезд.

letogram.com

Как это работает

По внешнему виду аппараты напоминают автоматы по продаже газированной воды. Они имеют сенсорный экран и отверстие для пустых бутылок. Когда человек опускает бутылку в автомат, сканер распознает вид тары - пластик или алюминий, и бутылка отправляется в соответствующий пакет. При этом даже не нужно откручивать крышку или снимать этикетку. Уже после автомат предлагает распечатать скидочный купон в магазин или начислить баллы для проезда на транспорте.

Сколько нужно сдать бутылок

Такие аппараты уже установлены и пользуются популярностью в Германии, Чехии, Литве, Норвегии, Финляндии. Но в этих странах их устанавливают в магазинах, и работают они по принципу залога. Например, человек идет в магазин и покупает там бутылку воды. В стоимость этой бутылки уже заложены дополнительные 10-25 евроцентов. Когда покупатель опустошает эту бутылку, он сдает ее в фандомат и получает чек. Этот чек можно обналичить в этом же магазине и вернуть свои 10 евроцентов.

Если говорить об оплате проезда бутылками, то здесь преуспел Рим. Там практикуется сбор тары на 3 станциях метро. Чтобы бесплатно проехаться в подземке человек должен сдать 30 бутылок в фандомат. Одна бутылка - пять евроцентов. Их переводят в баллы, которые после начисляются через специальное приложение.

Если брать за основу этот итальянский опыт, можно предположить, что стоимость одной бутылки будет примерно 4 рубля. Значит, для того, чтобы купить 1 жетон на метро Петербурга понадобится опустить в фандомат 12 пластиковых бутылок.

pronedra.ru

Цитата

“С моей точки зрения это больше такая рекламная акция, в Риме,так, точно. Она создана, чтобы приучить людей к раздельному сбору мусора. А раздельный сбор - это хорошо. Но меня в этой истории всегда тревожит то, что направление мысли у людей начинает идти не туда. Люди могут подумать, что это дико выгодно. И, если они сейчас ринутся сдавать пустые бутылки, они заработают на этом кучу денег. Нет. Следует понимать, зачем мы это делаем: не потому, что кто-то должен нам что-то дать, а потому что нам надо куда-то девать свой мусор. И такие автоматы в метро могут стать первым шагом к раздельному сбору в каждом доме", - считает экоактивист Лидия Ракчеева.

“Белые пятна” в законодательстве

На данном этапе основным препятствием для массовой установки аппаратов по сбору тары является правовой вакуум. Фандоматы, как механизм, как явление просто отсутствует в правовой базе. А, если по закону их невозможно установить, то о каких-то финансовых расчетах пока говорить рано.

Над этим и будут работать профильные ведомства.

nchelny.city

Техническое обеспечение

Чтобы реализовать сбор “бутылка=поездка на метро”, недостаточно поправок в законодательство. К такого рода проектам нужно подготовить и развить необходимую инфраструктуру. И стоит помнить, что метрополитен - это общественное место с огромным пассажиропотоком ежедневно. Если идея понравится жителям страны, то закупать придется не один фандомат, и обслуживать их будет, возможно, не один человек.

Цитата

“Идея с пластиковыми бутылками может стать началом пути к раздельному сбору. Возможно, это сработает. Надо пробовать и понимать, что это потребует больших вложений. Но все подобные проекты стоят денег, а чтобы оценить их пользу требуется время. Это очень сложно. Кроме того, нужно будет идеально выстраивать логистику по вывозу мусора-с момента погрузки до момента отгрузки. Сейчас уже нет таких кустарных компаний по вывозу отсортированного мусора, как были раньше по типу: одна "Газель" на весь город. Нет, сейчас этим занимаются крупные компании. И в этом деле нужна такая устойчивая картина логистики, без каких-либо сложностей”, - отмечает Лидия Ракчеева.

Анастасия Заливухина




Фото: retail-life.ru

Загрузка...