Что стоит за страхом перед школьным сочинением

Участники VI Международного Педагогического форума обсудили проблемы сегодняшнего испытания одиннадцатиклассников

Сегодня в России итоговое сочинение написали около 680 тысяч одиннадцатиклассников. Участники VI Международного Педагогического форума, посвящённого проблемам развития русского языка, не обошли вниманием тему школьного сочинения.

Поиск мысли

Доктор педагогических наук профессор РГПУ им. А.И. Герцена Елена Ядровская уверена, что начинать писать сочинение с 9-10 класса – поздно:

"Поиск слова – всегда поиск мысли, а страх перед чистым листом – это не опасение не подобрать слов. Это страх отсутствия мысли. Педагогам надо уметь готовить восприятие учеников, и большое значение в этом смысле имеет этап подготовки. Очень важен опыт. Учить писать сочинение нужно с детских лет".

В пользу будущего

Если мы, выбирая между временным и вечным, будем стремиться к высокой цели, то по мнению Елены Робертовны, просто обязаны уделять сочинению пристальное внимание, понимая, что этот вид деятельности имеет давние исторические корни и культурные традиции.


"Зачем мы это делаем? Чтобы сдать и забыть? – обратилась Елена Ядровская к учителям. - Или чтобы, выйдя из школы, наши ученики хотели снова открыть книгу, читать, думать и не бояться чистого листа; чтобы яркими впечатлениями их детства остались иллюстрации к прочитанному, сыгранные роли Татьяны или Онегина, творческие мастерские, совместные походы в театр, школьные литературные спектакли? Это то, чем живёт и учитель литературы, делая свой человеческий выбор в пользу будущего".


Не пропустите

Ещё один участник форума, старший научный сотрудник Герценовского университета Светлана Друговейко-Должанская, отмечает:

"Сочинение – это умение строить текст, исходя из определённого тезиса, развивая его, чтобы прийти к выводу. Это структура любого представления мысли".


Понять друг друга

Светлана Друговейко-Должанская убеждена, что причина коммуникативных неудач, с которыми мы порой сталкиваемся в общении с детьми, состоит не в том, что мы не знаем слова, которые они употребляют, или, наоборот, они не понимают более половины слов из некоторых классических произведений, скажем,

"Бразды пушистые взрывая, летит кибитка удалая. Ямщик сидит на облучке. В тулупе, в красном кушаке".

Проблема в другом, считает филолог.


Рассказывая о чём-то, дети пропускают очень важные этапы в своём представлении мысли, выдают только результат. И собеседник не видит путь, не понимает ход мысли говорящего.

Но очевидным это становится, как только мысли будут изложены на письме.

"Так что, несмотря на все новые технологии и цифровизацию, учить писать сочинение просто необходимо!" - твердо убеждена Светлана Друговейко-Должанская.


Людмила Кузьмина, специально для Online47


Фото: Пресс-служба РГПУ им.Герцена

Загрузка...