Hi-tec-кражи: что остановит высокотехнологичных «дизельных воров»?

На этой неделе прокуратура Ленинградской области утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении 5 обвиняемых, совершивших в составе организованной группы хищение нефтепродуктов из магистрального нефтепродуктопровода.

Как сообщило ведомство, предполагаемые участники группы обвиняются в совершении преступления, предусмотренного п.п. «а, б» ч. 4 ст. 158 УК РФ (тайное хищение чужого имущества из нефтепродуктопровода организованной группой в особо крупном размере).

«Следствием установлено, что в конце 2017 – начале 2018 года один из обвиняемых создал и возглавил организованную группу, в состав которой вовлек еще 4 лиц, с которыми организовал преступную деятельность, направленную на хищение нефти из магистрального нефтепродуктопровода, принадлежащего ООО «Транснефть-Балтика», - говорится в сообщении прокуратуры.

Ведомство уточняет, что в феврале 2018 года члены преступной группы, совершив хищение дизельного топлива, причинили ущерб компании на сумму около 3 млн руб.

Выяснилось, деятельность группы была пресечена достаточно быстро, иначе сумма ущерба была бы гораздо выше. О далеко идущих планах говорят масштабные «инвестиции», позволяющие предположить о долгосрочных и масштабных планах злоумышленников.

Пример врезки. Оперативная съемка.

Пример врезки. Оперативная съемка.


Для своей преступной деятельности они приобрели участок в одном из садоводств во Всеволожском районе Ленинградской области, где земля является одной из самых дорогих в регионе. Сам поселок тоже не из простых – въезд осуществляется через автоматический шлагбаум, идет активное расширение и освоение новых участков. Именно такой участок – поближе к лесу и подальше от любопытных глаз – облюбовали злоумышленники.

Емкость для топлива на участке была тщательно замаскирована, а для защиты от нежданных визитеров организована многоуровневая система охраны и наблюдения. От врезки в магистральный нефтепродуктопровод к емкости вел почти двухкилометровый отвод. Поступление нефтепродукта в хранилище контролировалось с помощью сложного электронного устройства управления отбором, которое стоит несколько тысяч долларов.

СМИ уже неоднократно писали о деятельности хорошо организованных преступных группировок, способных квалифицированно совершить врезки с соблюдением всех мер предосторожности. Совсем недавно по этой теме

появилось целое исследование, подготовленное Институтом развития технологий ТЭК (ИРТТЭК). В нем, в частности, подчёркивается, что группировки нефтеврезчиков становятся все более обеспеченными в технологическом и техническом отношении.

Однако эти высокие технологии не гарантируют защиты от экологических последствий врезок. По статистике ИРТТЭК, каждая 10-я врезка приводит к разливу. Очистка земли и воды от разлившегося топлива требует многодневной работы десятков человек и единиц техники, но суды никогда не заставляют топливных воров оплатить такие работы. Естественно, не думают злоумышленники и о качестве сбываемого топлива. Обычно его хранят в грязных емкостях и разливают по цистернам, которые никогда не промываются. Сам нефтепродукт для увеличения объема разбавляется неизвестными присадками. Последствия для двигателей машин, да и для здоровья людей могут быть самыми плачевными.

«На десятках нефтебаз по всей стране изготавливают нефтепродукты из ворованного дизеля, авиационного керосина и из бензина, перегнанного из нефти на примитивных установках прямой перегонки, с добавлением опасных для здоровья людей и вредных для двигателей химикатов. В топливе на АЗС можно обнаружить бензол, тетраэтилсвинец, нафталин, железосодержащие присадки, метил-трет-бутиловый эфир, этиловый спирт, ацетон, серу», - отмечают специалисты института.

Что может противопоставить государство и общество этой угрозе? Прежде всего, необходима системная работа правоохранителей по раскрытию топливных преступлений. Ленинградская область как раз является положительным примером такой деятельности. Еще несколько лет назад число «криминальных врезок» в нефте- и нефтепродуктопроводы исчислялось многими десятками в год. Но после активизации здесь специального подразделения ГУ МВД их количество врезок с 72 в 2016 году сократилось до 18 в 2019 году.

Пример врезки. Оперативная съемка.

Пример врезки. Оперативная съемка.

Во-вторых, нефтеврезчики не должны оставаться безнаказанными. Сейчас, по статистике того же ИРТТЭК, вероятность лишиться свободы для топливных воров составляет около 3% от числа выявленных преступлений на трубе. Сможет ли условный или мягкий приговор остановить уже один раз решившегося на преступление человека, если при низкой угрозе реального наказания перед ним маячат миллионные прибыли?

Между тем, в российском законодательстве существуют статьи, которые позволяют наказать топливных преступников по всей строгости, например, статья 210 УК РФ - организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней).

Эксперты ИРТТЭК отмечают, что несмотря на очевидность совершения криминальных врезок и краж через них нефти и дизеля организованными группами преступников, суды почти никогда не применяют по делам врезчиков суровую 210 статью (минимальный срок лишения свободы за участие в преступном сообществе 5 лет), даже в тех случаях, когда на скамье подсудимых оказываются все члены преступного сообщества. Вследствие неприменения этой статьи организаторы преступных группировок чувствуют себя в полной безнаказанности, так как сами персонально не устраивают врезки и не водят бензовозы с краденым топливом.

Наконец, действенной мерой в борьбе с контрафактным топливом может стать введение лицензирования деятельности по обороту нефти и нефтепродуктов.

Только комплекс мер может остановить развитие криминального топливного бизнеса и рост оборота контрафактного топлива, которые несут угрозу экономике, экологии и кошелькам простых граждан.


Загрузка...