Учитель – не андроид: педагоги объяснили, почему школа не может полностью перейти на дистанционку

Нельзя ребёнка лишать права выйти к доске в классе, а педагога отреагировать на его ответ: «Садись, пять!»

Covid-19 принёс нам массу напрягов, и один из самых значимых – дистанционное обучение детей. Эти особые условия в большей степени заставили напрячься учителей, которым пришлось привыкать к онлайн-контакту ни с каким-то одним учеником – со всем классом. Иные ломались, кто-то жаловался, а кому-то такой формат не составил труда. Но все дружно задавались вопросом: а что, если обучение станет дистанционным навсегда? Online47 выяснил мнения на сей счёт и узнал, что в самом деле происходит.

Нужна ли дистанционка навсегда

Никто сегодня не спорит с тем, что дистанционка в определённых случаях – быстрый, удобный способ взимодействия: контактов, общения и обучения. Но всё громче голоса тех, кто выступает против «дистанционки навсегда».

"Учитель – не андроид, и я, например, хочу видеть не квадратики в интернет-телике, а детей за партами в классе. Их глаза, их живую реакцию – без возможности на кого-то или на что-то отвлечься дома или, подустав, выключить камеру или звук, или то и другое, – объясняет свою позицию учитель начальных классов Елена Сапожникова. – Класс же по-иному реагирует на живое общение с учителем, а учитель, в свою очередь, должен уследить за каждым учеником, и при необходимости, иметь возможность задержать его после урока, чтобы что-то ещё раз проговорить, объяснить. Притом не хочется отказать себе в удовольствии вызвать ребёнка к доске, а после ответа сказать: «Садись, два!», а лучше: "Садись, пять!""

static.ernur.kz

Особенно нелегко пору дистанционки переживать учителям музыки и физкультуры.

"Я свою дочь застала за тем, что во время онлайн-урока физкультуры она отключила камеру и под энергичный счёт педагога: «раз-два-три-четыре; раз-два-три-четыре» (видимо, класс должен был маршировать – каждый перед своим компьютером, или делать какое-то упражнение) с энтузиазмом ела макароны, – рассказала мама четвероклассницы Елена Фоменко. – Понимаю, что дистанционка ей очень нравится, но вряд ли вдохновляет учителей".

По мнению мамы, цифровизация и виртуальное общение – замечательное дело, но должно использоваться, как дополнение к очной форме обучения.

Кого выручила программа #помогиучиться

Когда происходил экстренный переход на дистанционку, все убедились в том, что легче это произошло в наиболее компьютеризированных регионах и наиболее технически вооруженных семьях, где на каждого из детей приходился компьютер или планшет. Неподготовленным, правда, помогли социально-ориентированные власти, благотворители и НКО.

К слову, в Ленобласти, например, нуждающихся в этом школьников не только обеспечили компьютерами, но и разрешили оставить (по распоряжению губернатора) выданную на время дистанционного обучения технику.

В общей сложности, в рамках акции #помогиучиться жителями и компаниями региона было собрано около 4 тысяч новых и работающих компьютеров и планшетов. Все они были переданы в малоимущие и многодетные семьи.

Не пропустите

Кому онлайн-формат особенно мешает

Непросто в условиях дистанционного обучения приходится педагогам и детям, занимающимся по программам творческого и духовного направления. Скажем, учителю надо объяснить ребёнку, как правильно надо держать кисть или поставить руку для улучшения техники игры на фортепиано.

vk.com/detivcerkvi

Уже два года, например, при храме Святого Александра Невского в посёлке Романовка работает Воскресная школа, в которой раскрывают и развивают способности детей с самого раннего возраста.

С 35 учениками от полутора до 13 лет работают квалифицированные педагоги, а в обучении используются разные творческие направления. Малыши до трёхлетнего возраста проходят курс по методу Монтессори – занимается с ними Елена Цыганкова.

vk.com/detivcerkvi

Искусству живописи и лепке детей от четырёх до 14 лет обучает Юлия и Дмитрий Косовы (Дмитрий – магистр художественных наук). А школьникам, начиная с первого класса, преподаёт духовную науку по воскресеньям педагог, регента хора Валерия Дорожкина.

Занимаются здесь физкультурой с тренером Дмитрием Серебровым, бальными танцами с Ларисой Балашевой. К тому же детям по душе разные мастер-классы (шитьё, изготовление игрушек и разных поделок из холодной керамики, мыловарение и многое другое).

vk.com/detivcerkvi

Но, безусловно, дистанционка во время самоизоляции (впрочем, как в большинстве школ – российских и зарубежных) сказалась – практически невозможно было сохранить все составляющие программы. И уж вовсе было невозможно построить полюбившийся всем во время рождественских праздников урок по традициям купеческого чаепития.

Перед началом нового учебного года школа планирует новый набор учащихся и думает расширять образовательные дисциплины. Понятно, что здесь очень надеются на то, что дистанционное время останется в прошлом.

vk.com/detivcerkvi

Что нас ждёт

Ещё в конце апреля спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко успокоила школьников и их родителей, заявив, что вопрос о введении дистанционного образования в качестве основной формы не стоит в повестке дня.

"Живую школу, живой университет, общение с учителем или преподавателем – я многократно об этом говорила – ничто никогда не заменит", – сказала она.

То же подтвердил министр министр просвещения РФ Сергей Кравцов. Онлайн-наработки будут использованы исключительно для повышения качества школьного образования.

Это обнадёживает. Ведь нельзя ребёнка лишать права выйти к доске в классе, а учителя после ответа сказать ему: "Садись, два!" или лучше: "Садись, пять!"

Евгения Дылева

Фото: townsquare.media