Что в России не так с "чаевыми"

Интересную тему для размышлений подкинул редакции Оnline47 один из наших читателей

Тема про "чаевые" была задана, фактически, с криком души: отчего у нас в России и с этим делом всё не как у людей?

Половина

Практически ровно половина нас "чаевые" - даёт. А вторая половина россиян "на чай" не даёт принципиально. Ну, или даёт, но очень редко - когда тот, кто услужил, уж очень хорошо это сделал.

Во всяком случае, ещё в докоронавирусные времена такие данные давал ВЦИОМ.

И в чём причина же такой вот"пополамности"? Не жадность ведь, в самом деле! Что-что, а эту черту нашей общей ментальности пока не приписывали…

Тогда что?

Пара мух

Для начала – из уважения к автору идеи этой статьи – приведём его пост полностью, без купюр и с сохранением авторской орфографии и пунктуации:

Здравствуйте. Опубликуйте пожалуйста, не анонимно: Не секрет, что сейчас в мире правят силы придерживающиеся примерно одного мировоззрения,. Но почему они в США проповедуют, что чаевые обязательны и их размер меньше 15% это недовольство обслуживанием, почти оскорбление, а в Израиле считается тратить меньше 10% своего дохода на благотворительность -это очень посредственная благотворительность. В России же всех направляют на мысль ничего не давайте, все кто просит на улице мошенники, ни в чем не нуждаются. Не нарушаем ли мы этим очень важные, вечные законы? Или зря говорится, что кто отвращает око свое (не желая замечать и помогать) от нужд убогого "в ску́дости бу́детъ мно́зѣ" (Притч. 28:27). Может США и стало сверхдержавой, что там привыкли любить (и заботиться) не только свое благополучие, но и благополучие ближних? P.S. У многих администраторов сообществ есть ссылки для пожертвований им.

Сразу же и без всяких сомнений оставим без комментариев тезис про некие правящие всем миром силы "с примерно одним мировоззрением". Тем более, что они, судя по содержанию, ещё и отношение к чаевым нам, бедным, навязывают.

Также категорически не ввязываемся в обсуждение нежного образа США, в которых "привыкли любить (и заботиться) не только свое благополучие, но и благополучие ближних".

Ну, вот так человек думает, чего уж теперь.

Однако с одним посылом попробуем-таки разобраться – отделить, как говорится, мух от котлет.

Могут ли чаевые считаться благотворительностью?

Не из той оперы


Вот всё-таки ни разу нет.

Ведь что такое "чаевые"? Это же всё-таки дополнительная плата за оказанную услугу.

То есть что-то из сферы "ты мне – я тебе".

Благотворительность же - если по-настоящему, конечно – это та помощь, что оказывается без всякой заслуженности. И лучше вообще – анонимно.

Во всяком случае, так учит Новый завет, ставшей основой христианской цивилизации чуть меньше 2000 лет назад.

А уж если говорить про Израиль и 10% - так это ж ещё с ветхозаветных времён: та самая десятина от полученного прибытка, которую полагалось отдать в храм.

Опять - ни разу не "чаевые".

Статус кошелька

Почему всё-таки половина нашего народа напрягается и суровеет, когда вроде бы полагается эти самые "чаевые" дать?

Репродукция.

Репродукция.В трактире. Владимир Маковский, русский художник-передвижник


Да потому, что этому мешают самые демократические, надо сказать, наши внутренние установки: вроде как "дать на чай" - показать человеку, что он... ниже тебя.

Просто "чаевые" - так уж исторически сложилось – в нашем постсоветском сознании всё ещё плотно связаны с социальным неравенством.

Ведь бонус за услугу был – и до сих пор иногда остаётся! - связан с демонстрацией финансового и иерархического статуса того, кто эти чаевые подаёт.

Не даром же до сих пор, получая чего в ладошку, получатель кланяется - а тот, кто снисходительно чего в ладошку положил – нет.

Кстати, милостыню-то принято подавать не так: и подающий просящему кланяется.

Ну, в России, во всяком случае.

Огорчения официанта


И всё-таки "чаевые" официантам, к примеру, до последнего времени уже вроде бы входили и у нас в негласные правила "хорошего тона".

Во-первых, потому, что хорошо известно: "чаевые" и есть практически весь их заработок.

Во-вторых, как-то уже "устаканился" приличествующий принцип – те же 10% от суммы чека, и больше давать уже как-то и "не комильфо". Если ты, конечно, не "гуляешь" изо всех сил с горячительными.

В-третьих…

В-третьих – "чаевые" у нас всё-таки прижились там, где есть люди с такими деньгами, которые легко тратятся и на рестораны, и на "чай".

А вот с этим фактором в ближайшее продолжительное время у народа - и нашего, и заграничного, кстати - будет не так чтоб просто.

Не пропустите

К тому же ещё и цифровизация наступает широким фронтом – вот как "чаевые" по безналу оставлять?

Официантов, конечно, жалко. И, возможно, и впрямь оставленная денежка сейчас - чистое вспомоществование, а не небрежная щедрота.

Но всё же, что-то явно будет меняться и в области чаевых. Прямо вот совсем скоро.


Татьяна Хорошилова