«Поправки приняты – что дальше?»: какие изменения ждут российские законы после обновления Конституции

Поправки в Конституцию РФ, одобренные на всенародном голосовании, повлекут за собой корректировки десятки законов и сотни уставов регионов.

На прошедшем с 25 июня по 1 июля всеобщем голосовании по поправкам в Конституцию РФ изменения в Основной закон страны были поддержаны большинством – «за» проголосовали 77,92% россиян.

Теперь федеральному правительству предстоит не меньшая работа, чем, собственно, при разработке этих поправок. Ведь для того, чтобы они действительно заработали, нужно внести изменения в уже существующие нормативные документы.

Не пропустите

Первая «ласточка»

В среду, 8 июля, стало известно о первом законопроекте, который призван закрепить в законодательстве новые положения Конституции РФ. Речь идет о поправках в закон «О противодействии экстремистской деятельности» – изменения должны поддержать часть 21 статьи 67 Конституции об обеспечении Россией защиты своего суверенитета и территориальной целостности.

«Первоначальные призывы [к отчуждению территорий] мы будем наказывать через КоАП. Если не подействовало, во второй раз будет уголовная ответственность. Есть еще норма, которая будет карать уже за действия по отчуждению территорий, ответственность достаточно суровая – от шести до 10 лет лишения свободы», – разъяснил один из соавторов законопроекта, председатель комитета Государственной Думы по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников.

Как сообщается на официальном сайте Госдумы, эти поправки по реализации норм Конституции о защите территориальной целостности могут быть приняты во всех трех чтениях уже до конца сессии.

Как заключил председатель профильного Комитета по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев,

«все попытки и призывы изменить, сделать меньше территорию России будут признаваться экстремистской деятельностью».
Не пропустите

В поддержку изменений

Мониторингом реализации новых положений, как и обсуждением предлагаемых изменений к Основному закону будет заниматься рабочая группа по подготовке поправок к Конституции РФ. И работы у нее – предостаточно.

Как заявил на встрече рабочей группы с президентом России Владимиром Путиным председатель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству Андрей Клишас, Конституция – это закон прямого действия, однако парламенту предстоит принять целый пакет очень серьезных законов во исполнение обновленного Основного закона страны.

«Это касается как организаций, так и формирования органов публичной власти. Это касается Конституционного Суда Российской Федерации, Правительства, Прокуратуры», – добавил он.

По мнению Клишаса, в центре деятельности этих институтов должен быть человек и социально ориентированная государственная политика.

«Именно на это ориентировали нас граждане в ходе общероссийского голосования. И важнейшее решение органы публичной власти должны принимать именно с участием людей. Юридическую форму всегда можно для этого найти», – уверен он.

Как уточнил Павел Крашенинников, потребуется изменить порядка ста конституционных и федеральных законов.

«Мы их условно, пока предварительно, разделяем на сферы. Первая – это социальная, в том числе социальные гарантии, пенсии и пособия, поддержка института семьи, вопросы образования. Второе – это здравоохранение, наука и культура. Дальше – организация единой публичной власти, конечно же, вопросы государственной и муниципальной службы, законодательство о выборах. Четвертый блок – это оборона, безопасность и неприкосновенность территорий. Пятая, тоже очень важная, – это развитие предпринимательства, частные инициативы, защита права собственности и, конечно, развитие некоммерческого сектора, развитие институтов гражданского общества», – подробнее разъяснил он.

При этом, как заметила, в свою очередь, Директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, сопредседатель рабочей группы Талия Хабриева, изменениям должно подвергнуться не только федеральное законодательство, поскольку поправки затронули все уровни организации и функционирования публичной власти. «В унисон» должна работать вся система – и для этого нужна перенастройка на всех ступенях.

«Коль скоро главным критерием эффективности публичной власти теперь становится социальное благополучие граждан, а гарантии его обеспечения находятся в компетенции и федеральных, и региональных, и муниципальных органов, то, соответственно, эти уровни тоже должны поменять свои акты», – конкретизировала она.
Не пропустите

По примерным подсчетам, добавила Талия Хабриева, нужно скорректировать не менее 650 уставов субъектов Российской Федерации, 557 законов. При этом самое очевидное направление актуализации – это те законы субъектов, которые касаются темы социальной занятости, оказания медицинской помощи, молодежной политики, сельского хозяйства, местного самоуправления.

Фото: Валентин Илюшин/Online47