Александр Войцеховский: Далеко не все ещё легендарные "полуторки" подняты со дна Ладоги

Сегодня этому человеку – восемьдесят, и он продолжает указывать путь тем, кто идёт следом

Берег Ладоги, Осиновец – музейный комплекс "Дорога жизни". Музей "Дом авиаторов" во Всеволожске… На протяжении многих лет – с начала двухтысячных – Александр Брониславович Войцеховский, которому сегодня (24 июля) исполняется 80 лет, занимается историей "Дороги жизни", боёв за Ленинград – в том числе, и воздушных, потому что огромную роль в годы войны играла авиация и не только в небе над Балтикой.

Этот человек - практически "вечный двигатель" – не останавливается, указывает путь тем, кто идет следом и верит ему. На "Дороге жизни" по такому принципу работали регулировщицы, направляя "полуторки" и "трёхтонки" к спасению – на Большую землю…

big-doroga11

К слову, своё 80-летие Войцеховский отметит непосредственно на рабочем месте. "Да тут же, в "Доме авиаторов", и отмечу: после обеда коллективом и соберёмся, родственники-то в разъездах", – объясняет он.

Как на картине Левитана

Родился он в городе Плёс на Волге (Ивановская область) в 1940 году. Когда говорит о родных местах, вспоминает дом буквально в ста метрах от церкви – точно, как на картине Левитана "Золотой Плёс".

muzei-mira.com

Как это было тогда у многих, детство отменила война. Отец погиб на фронте в 1942 году, мама сутками работала, поэтому с 43-го детей на время определили детдом… С Дорогой Жизни связана судьба его родственников. А тесть Александра Бронеславовича – автослесарь Фёдор Васильевич Суханов, работал на Румболовской горе, ремонтировал легендарные полуторки "ЗИС-5"…

Послевоенная история семьи связана с Ленинградом и областью (многие годы жил и работал в Ленинграде, а в Осиновец ездил на дачу).

Чем бы Александр Брониславович в жизни не занимался (работал на автопредприятии и в системе Октябрьской железной дороги), его всегда интересовала история Отчизны. А непосредственно музейным делом увлёкся 20 лет назад, когда вышел на пенсию – тогда подолгу пропадал в Центральном военно-морском музее…

www.off-road-drive.ru

Находки и даты

В Осиновце музей «Дороги жизни» был открыт 12 сентября 1972 года (тогда отмечалась годовщина начала действия в 1941 году водного сообщения по Ладоге – в Ленинград пришел первый караван судов).

В 2012 году музей отметил 40-летие. Спустя два года, к юбилею Победы, обновлены были музейные залы и карты-схемы "Дороги жизни". А к 2015-му выстроен павильон для крупногабаритных экспонатов.

Значительной вехой для музея стал 2017 год, тогда он открылся после масштабной реконструкции, длившейся на протяжении нескольких лет. Экспозиция под открытым небом заняла обширную территорию…

Александру Брониславовичу дорога каждая, даже самая малая, находка военного времени. А ведь были и большие: скажем, 88-миллиметровая зенитка, защищавшая небо на Дорогой жизни, найденная неподалеку от Осиновца, за мысом Морье. Есть в экспозиции и легендарный многоцелевой самолет Ли-2, и знаменитые грузовики, следовавшие по ладожскому льду, и блокадный автобус, и ещё много-много уникальных экспонатов…

Просто жить

Вряд ли кто-то сегодня знает об истории, связанной с каждым днём и часом Дороги жизни, больше, чем Александр Брониславович Войцеховский. Тем более, что ему хорошо известно, как в жизни всё взаимосвязано и как могут быть переплетены человеческие судьбы…

В своё время он, после окончания сельхозинститута, несколько лет работал в Вологодской области. И, к слову сказать, в 1942 году не меньше полусотни вологодских девушек перебросили на Дорогу жизни – регулировщицами.

Не пропустите

Одна из героинь того времени – ленинградка-петербурженка Вера Миловидова, дожившая почти до ста лет, - вспоминала:

"Было тогда мне 23 года. Я видела в морозную зиму 1942-го Северное сияние над Ладогой, представляете… Служила я в Кировской дивизии, и без улыбки не могу вспоминать вологодских девчат. Когда их привезли - отбивали чечётку, частушки распевали: «Что вы девушки сидитё, глаза вылупляетё, вы, наверно, как и я, ничего не знаетё…». Не сразу поняли даже, по-моему, что идёт война, но потом приноровились, хорошо работали… А сначала-то, когда командиру полка доложили, что прибыло пополнение, тот в сердцах выпалил: «Ну, и как же с этим детсадом воевать!» Это просто была наша жизнь, которая совпала с войной и Дорогой жизни – мы и не думали о каком-то там героизме…"

Вера Ивановна уверена, что за детей и внучат будущих они тогда отстрадали – страхов насмотрелись…

Каждая судьба и любое свидетельство-воспоминание работавших на Дороге жизни людей – огромная ценность, ведь больше 20 тысяч человек делали всё возможное и невозможное для того, чтобы она функционировала – спасала жизни, спасала Родину, противостояла фашистам.

Ладожский «Карфаген»

Накануне дня рождения Александр Брониславович Войцеховский думает вовсе не о торжествах – он, как обычно, мыслит о деле.

"Особое внимание сейчас надо обратить на школьные музеи, – ратует Войцеховский. – Отличная экспозиция, посвящённая Ладожской флотилии, есть в Вагановской. Войне посвящены и многие другие школьные музеи Ленобласти. Больше ста музеев, посвящённых блокаде, Дороге жизни, участникам битвы за Ленинград, - в Петербурге. Когда поднимали со дна Ладоги технику того времени, делились находками со школьными музеями, они крайне важны. Дети приезжали к нам за реликвиями, что-то мы сами раздаривали для пополнения коллекций".

Александр Брониславович уверен: судьба музея зависит от того, насколько интенсивно пополняется экспозиция.

Из личного архива А.В. Войцеховского

"Если этого не происходит, музей обречён, ведь старшие поколения уходят, и нам всем очень важно сохранить историю в деталях, чтобы молодые родители с детьми приходили, чтобы помнили. И даже музейным комплексам с историей – таким, как «Дорога жизни», надо пополнять экспозиции новыми экспонатами – особенно поднятыми со дна Ладоги, где ещё остаются многочисленные свидетельства тех лет".

На дне Ладоги, там, где в годы Великой Отечественной войны проходила ледовая трасса Дороги жизни, со времен блокады Ленинграда лежит наш "Карфаген", карта которого в подробностях никому неизвестна.

Десятки лет его исследует капитан небольшого корабля "Кудесник" Константин Овчинников. Он не раз поднимал со дна озера машины – "полуторки" и «трехтонки» - не преодолевшие спасительный путь из блокадного Ленинграда на Большую землю и провалившиеся под лед. Они занимают заслуженное место во многих музейных экспозициях…

В день рождения – о главном

"Надо помнить, что каждый найденный и поднятый со дна Ладоги предмет – это будущий экспонат, реальное напоминание о том страшном и героическом времени – уверен Александр Брониславович Войцеховский. – За деревней Ваганово, например, размещался эвакуационный пункт, благодаря которому были спасены тысячи людей. Думаю, там должна появиться напоминающая об этом стела. Справедливо будет, если памятник появится и там, где работал хлебозавод, который постоянно бомбили фашисты. Но девять подземных печей работали бесперебойно. Хлебозавод - это люди, оголодавшие, изможденные, но честно выполняющие свой долг".

Из личного архива А.В. Войцеховского

Главное для Войцеховского заключается не в том, что сделано, а в стремлении идти вперёд – делать ещё больше. Да, Александр Бориславович - "вечный двигатель" и "символ памяти" - так необходимый современникам, чтобы ни один штрих правды о войне и Великой Победе не был вычеркнут из истории страны, из истории мира.

Евгения Дылева

Фото: lenobl.ru

Загрузка...