На страже экологической безопасности Ленобласти: как причинно-ориентированный подход стал стратегией надзора

Система государственного управления России за последнее десятилетие продолжает меняться в сторону оптимизации и повышения эффективности.

Тем не менее общество до сих верит в стереотипы о том, что главное для надзорного органа — это «собирание штрафов». На самом деле, перед государственным органом стоит одна задача – привлечь виновных лиц к административной ответственности. Инспектора учитывают при рассмотрении материалов совокупность обстоятельств: наличие умысла, тяжесть содеянного, возможные негативные последствия для окружающей среды, и лишь после этого принимают решение о наложении санкций. Но все «собирания штрафов» исходят на самом деле из необходимости обеспечения экологической безопасности своего региона, а не достижения ежегодно растущих статистических показателей по штрафам, как это было в прошлом.

Чиновники Гоголевской эпохи давно канули в лету, а общество продолжает оценивать государственных служащих сегодняшнего дня исходя из сформированного художественной литературой представления.

Госслужащий должен незамедлительно пресечь самым суровым образом правонарушения, которые влекут существенный вред окружающей среде. Однако случается и такое, что некое юридическое лицо, без умысла, допускает какое-то правонарушение, в целом стараясь соблюдать все нормы законодательства. В этом случае Комитет госэконадзора вынесет юрлицу предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований в области охраны окружающей среды. И человек должен будет в реальный для исполнения срок, устранить причины, которые способствовали совершению правонарушения.

В определённых случаях подобный гуманизм вполне оправдан, так как в этом случае юридическое лицо тратит силы и средства, чтобы оперативно устранить нарушение, а не на попытки обжаловать постановление Комитета в суде и не на штрафные санкции.

В восточной части Ленобласти есть пример успешности данного подхода. Так, в деревне Ганьково Тихвинского района ликвидировали несанкционированную свалку. Там оборудовали контейнерную площадку и установили контейнеры для сбора ТКО благодаря вмешательству Комитета Администрации Ганьковского сельского поселения. Также Администрацией Будогощского городского поселения была произведена уборка территории и оборудованы контейнерные площадки с навесом, твердым покрытием, ограждением в населенных пунктах: деревня Новая, Кукуй и Солоницы.

Накануне, 25 августа, к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ было привлечено лицо, сбросившее отходы в непредназначенном для этого месте, после разборки здания в Лодейном поле. Устроить несанкционированную свалку «не преднамеренно» или «по незнанию» просто невозможно. Также помимо лица, которое осуществило сброс отходов, к ответственности по той же статье будет привлечён собственник земельного участка. Поскольку согласно п.2 ст. 13 Земельного кодекса РФ собственники и землепользователи земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Фото: eco.lenobl.ru