Раскрыта тайна военного времени: установлены имена лётчиков пикирующего бомбардировщика Пе-2

Боевая крылатая машина упала в годы Великой Отечественной войны недалеко от Киришей

Произошло событие, особо значимое в жизни любого, кто по крупицам восстанавливает историю военных лет, возвращает из небытия имена защитников Отечества: Дороги жизни, Ленинграда. Работа поисковой экспедиции на месте падения легендарного самолета Пе-2 (в своё время его называли «пешкой»), упавшего в годы Великой Отечественной войны недалеко от Киришей в Ленобласти, не прошла даром. Удалось установить имена погибших здесь лётчиков.

Как работала поисковая экспедиция

О поисках ранее сообщал Online47. Тогда все задавались вопросом: какими они были: лётчик и штурман этого легендарного самолёта, кто ждал их дома… Предстояло раскрыть очередную тайну военного времени.

Совсем недавно, в августе ребята из Поискового движения России (инициативная группа проекта «Крылья Татарстана») и поискового отряда «Небо Ленинграда» вели поиск на месте падения пикирующего бомбардировщика Пе-2, разбившегося в годы Великой Отечественной войны. Организованы они были в нескольких километрах от нефтеперерабатывающего завода.

Место падения указали местные жители – о нём они знали давно. На фоне болот этот участок выделяется характерной воронкой и разбросанными фрагментами обшивки самолета. Но добраться туда со специальным оборудованием, несмотря на относительно небольшое расстояние, которое предстояло преодолеть, поисковикам без вездеходной техники было практически невозможно.

С техникой помогли в ООО «Транснефть-Балтика» (поисковики Ленобласти и Республики Татарстан выражают искрению благодарность генеральному директору компании Владимиру Радову), трубопровод которого проходит в нескольких десятках метров от места падения самолёта. Компания предоставила экскаватор и другое необходимое оборудование (шесть единиц, а помимо экскаватора, гусеничные вездеходы и т.д.) Кроме того, специалисты общества (26 человек) участвовали в раскопках – все старались, чтобы они прошли максимально безопасно и оперативно. Экспедицию на всякий случай сопровождали сапёры.

Экскаватор быстро выполнял работу десятков человек с лопатами, а мотопомпы откачивали поступающую со всех сторон воду. К сожалению, найти самолёт не удалось. Но были подняты: ряд узлов самолета; масляный радиатор (по информации с заводской шильды – бирки, был произведён в апреле 1941 года); шасси и универсальный авиационный пулемет стрелка-радиста – УБТ калибром 12,7 мм. Это известное изобретение оружейника Михаила Березина – использовался для прикрытия задней нижней полусферы.

И очень важно, что на одном из капотов самолета удалось разобрать заводской номер самолета «15/12», нанесенный красной краской, что в итоге и позволило установить имена лётчиков.

Судьбы боевых машин и лётчиков

Ребята из инициативной группы проекта «Крылья Татарстана» рассказали:

"К сожалению, из-за долгого нахождения фрагмента самолета, на котором был нанесен номер, в болотистой почве, тогда нам не удалось четко идентифицировать этот номер. Одна из цифр читалась двояко: 15/12 или 15/02. По читаемым клеймам ОТК на обнаруженных фрагментах самолета, можно было со 100% уверенностью сказать, что это самолет был изготовлен на заводе № 39 в городе Иркутске в первой половине 1941 года.

Оставалось проверить данные и узнать судьбу этих двух самолетов. Причем, в нашей базе данных, составленной на основании архивных документов мы нашли сведения, о том, что самолет Пе-2 № 15/12 был в составе 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи ВВС Северо-Западного фронта, и значился не вернувшимся с боевого задания по разведке тылов противника 28 декабря 1941 года".

Установить имена помогли энтузиасты поисково-архивного сообщества: Борис Давыдов (Москва) и Александр Морзунов (город Демянск Новгородской области).

Выяснилось, что самолет Пе-2 №15/02 из состава 240-й ОРАЭ был подбит истребителями противника 3 ноября 1941 года.

Летчик самолета старший лейтенант Александр Савельевич Самойлюк смог посадить горящий самолет на занятую противником территорию в районе 40 км северо-восточнее Торопец (Калининская область).

Лётчики сняли с самолета все вооружение и специальное оборудование, затем вместе с партизанами сожгли самолет, чтобы он не достался противнику, и благополучно вернулись в свое подразделение. К сожалению, лётчик не дожил до Победы, его Пе-2 не вернулся с боевого задания 3 февраля 1942 года, когда он уже проходил службу в составе 514-го ближнебомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта.

Самолет Пе-2 №15/12 (моторы М-105ра №125-519 и 125-524) из состава 240-й отдельной разведывательной авиационной эскадрильи не вернулся с боевого задания по разведке 28 декабря 1941 года. В нём были трое.

Лейтенант Сергей Александрович Рогозин (в других источниках Рагозин). Родился 3 октября 1914 года в городе Молотов (в настоящее время Пермь), пос. Запрут ул. Карла Либкнехта, д.13, жена Е. С. Рогозина проживала: РСФСР, город Молотов ул. Островская, д.36, кв.1, кадровый, в РККА с декабря 1937 года. В начале 1942 года был награжден орденом Красного Знамени (посмертно). Здесь следует отметить, что Сергей Александрович участник советско-финской кампании, Великую Отечественную войну встретил в составе 48-го БАП, затем воевал в составе 260-го ББАП, где дважды представлялся к правительственным наградам, но их не утвердили. В последнем награждении, командованием 240-й ОРАЭ он представлялся к ордену Ленина.

Младший летчик-наблюдатель, лейтенант Семён Яковлевич Темченко, 1915 года рождения, уроженец: УССР Киевская область Корсунский район село Сидоровка, жена Темченко М.М., проживала: Краснодарский край, город Краснодар, улица Карла Либкнехта, д.29, кадровый, в РККА с 1936 года. Окончил Харьковское военное авиационное училище. Повторно мобилизован 11.02.1940 года. В первых боях Великой Отечественной войны принимал участи в составе ВВС Юго-Западного фронта. В составе 260-го ББАП награжден орденом Красное Знамя приказом от 27 ноября 1941 года. Следующим наградным от 7 декабря 1941 года, командованием 240-й ОРАЭ представлялся к ордену Ленина, но был награжден 16 марта 1942 года орденом Красной Звезды (посмертно).

Воздушный стрелок-радист, младший сержант Гавриил Иванович Никифоров, 1921 год рождения, уроженец: РСФСР, Чкаловская область, Бузулукский район, дер.2-я Елшанка, мать М. А. Никифорова, кадровый, мобилизован Чкаловским РВК в 1940 году. Награжден орденом Красной Звезды (представлялся к ордену Ленина) приказом от 16 марта 1942 года (посмертно).

В оперативной сводке ВВС Северо-Западного фронта за 28 декабря 1941 года говорится, что целью их разведки был район Новгорода и Малой Вишеры. К сожалению, из этого вылета по разведке тылов противника экипаж не вернулся…

Почему не найден самолёт

Поисковики объяснили, что после дополнительных архивно-исследовательских работ с документами Совета ветеранов ВВС 13-й и 14-й Воздушных армий и перепиской Киришского РВК было установлено, что в пятидесятые годы XX века, один из местных жителей города Кириши сообщал, что в районе гибели самолета он находил незахороненные останки погибших летчиков.

На место падения самолета выезжали работники военкомата и отдела культуры администрации Киришского райисполкома. К сожалению, в документах поисковикам не удалось найти сведения о дальнейших действиях этих организаций. Но они предполагают, что по аналогии с другими подобными событиями в Киришском районе, обнаруженные тогда останки экипажа самолета, были вывезены оттуда и захоронены как неизвестные на центральном воинском мемориале в Киришах…

Как бы там ни было, принято решение увековечить место гибели экипажа. На месте падения самолёта будет установлен памятный знак с именами героев – на территории региона появится ещё одно место памяти и скорби легендарного бомбардировщика Пе-2.

Евгения Дылева



Фото: otechestvort.rul; Евгений Харламов; smolbattle.ru