Неожиданные данные ко Дню учителя: от чего зависит судьба человека - и рынок труда

Исследования SuperJob и Оnline47 о прошлом и настоящем Дне учителя и влиянии любимого учителя на судьбу ученика


Приближается Всемирный День учителя – с 1994 года он отмечается 5 октября. При этом сама дата была выбрана из-за события, состоявшегося гораздо раньше и, неожиданным образом, оказалась близка к традиционной дате Дня учителя в России.

Но главное – совпали смыслы праздника: выясняется, что профессиональный праздник всех работников системы образования гораздо важнее даже не самим учителям, а… нам.

Оnline47 изучил результаты исследования сервиса по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob и - дополнил их.


Париж, 1966 год

lepelerin.com


Итак, 54 года назад в Париже - именно 5 октября - состоялась Специальная межправительственная конференция, которая обсуждала статус учителей.

Это было, как теперь представляется из нашего далёка, счастливое время для человечества: раны страшной мировой войны с фашизмом уже чуть подзарубцевались, а уроки ещё не забылись. И человечество ещё очень хотело развиваться по-доброму, даже заботливому пути.

В ООН, к примеру, разрабатывали и принимали Декларацию о поощрении среди молодежи идеалов мира, взаимного уважения и взаимопонимания между народами.

А в тексте той самой Специальной межправительственной конференции чёрным по белому было, например, написано:

«Сознавая необходимость более широкого… образования с целью полного использования всех имеющихся талантов и интеллекта в качестве существенного вклада в непрерывный моральный и культурный прогресс…».

В итоге, участники парижской конференции официально признали, что прогресс в образовании во многом зависит от квалификации и способностей педагогического коллектива в целом и от человеческих, педагогических и технических качеств отдельных педагогов.

А прогресс в образовании - условие прогресса человечества.

Правда, если всё-таки вчитаться в текст документа, то окажется, что то самое, никак не укладывающееся соединение «учитель-услуга» было заложено именно тогда, в Париже, - в итоговом документе конференции.

«…Поскольку образование является одной из услуг, имеющих основополагающее значение для общих общественных интересов, оно должно быть признано обязанностью государства, которое должно обеспечить надлежащую сеть школ, бесплатное образование в этих школах и материальную помощь нуждающимся учащимся…».

И никто тогда не заметил противоречия между термином «услуга» и зависимостью прогресса от «человеческих качеств» педагогов.

Ну, что уж теперь…

Зато именно дата парижской конференции по статусу учителя – почему-то только через 28 лет - будет выбрана Всемирным Днём учителя.


Российский путь


Любопытно, что в России – точнее, в Советском Союзе, наследниками и правопреемниками которого мы являемся – про статус учителя подумали, как минимум, на год раньше, чем в Париже.

Указом президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года был учреждён профессиональны праздник работников сферы образования.

Правда, в этом Указе не было точной даты – указывалось «первое воскресенье октября».

Но на практике во всех союзных тогда республиках этот день отмечали в последний учебный день перед первым воскресеньем октября – в пятницу или в субботу.

Ученицы приходили в школу в парадных белых фартуках, ученики – в белых рубашках, и все с цветами – и подарками, конечно.

За прошедшие годы отечественная традиция праздновать День учителя кое-что подрастеряла - но не всё.

Дата – 5 октября – теперь, скорее, официальная, а всё самое праздничное в наших школах всё равно происходит накануне в пятницу.

Вот и в Ленинградской области необычный телевизионно-музыкальный Классный час для учителей, который готовится на ЛенТВ24, назначен на 2 октября, пятницу, после уроков…

Не пропустите


Судьба и всеобщие смыслы


И всё же, оказывается, вне зависимости от кульбитов истории и страновых различий, смысл Дня учителя для всех нас - в главном – одинаковый. Как когда-то сформулировали в ООН, в этот день нам всем предлагается задуматься о том, как изменил нашу жизнь хороший учитель.

Здесь можно сделать паузу и задуматься – а можно сначала узнать некоторые данные, и уже потом задуматься.

Как раз накануне Всемирного Дня учителя сервис по поиску высокооплачиваемой работы SuperJob выяснил, как сообщается, «у представителей наиболее популярных профессиональных групп», а какой предмет преподавали в школе их самые любимые учителя?

Идея исследования - вполне понятная: выяснить, как коррелируется предмет, любимый учитель и выбранная профессия?

К исследованиям SuperJob подошёл серьёзно: опросили 6300 респондентов — по 300 представителей 21 профессии.

И вот что выяснилось…

Инженеры, программисты, экономисты, системные администраторы и бухгалтеры чаще всего называли любимыми учителей математики. Инженеры – так практически треть опрошенных: 32%.

Учителей русского языка чаще всего любимыми называли… PR-менеджеры - 32%, преподаватели - 28%, и психологи - 26%.

Сами учителя, а также офис-менеджеры и HR-специалисты – целых 13%! – преимущественно вспоминали в качестве любимых учителей начальных классов.

Интересно, что учителей истории и обществознания чаще всего называют самыми любимыми юристы, психологи, секретари и - клиентские менеджеры: их среди опрошенных представителей этой профессии 16%.

Но вот что точнее всего подтверждает предположение о практически прямой зависимости выбранной профессии и предмета, который преподавал любимый учитель в школе – так это данные опроса медиков, программистов, дизайнеров.

«Врачи и медицинские сестры чаще представителей других специальностей с теплотой и благодарностью отзывались об учителях химии и биологии. Программисты и системные администраторы — о преподавателях физики и информатики. Дизайнеры говорили о признательности учителям изобразительного искусства», - констатирует SuperJob.


И нерепрезентативная выборка от Оnline47


Для начала редакция Оnline47 попыталась найти журналистов среди «наиболее популярных профессиональных групп» по версии SuperJob.

Не нашла.

Тогда провели опрос среди себя: «Какой предмет преподавал твой любимый школьный учитель?».

И выяснилось, что только немногие из опрошенных коллег особо любили «профильных» учителей: по русскому языку и литературе – при том что сами предметы всегда были сферой особой увлечённости!

А так… У кого-то - любимый учитель истории, у кого-то вообще - черчения…

"Предмет никогда не имел значения. Нравились люди - учителя, а предмет прилагался", - прямо заявила одна из опытнейших журналистов, обладатель "Золотого пера".

Посовещавшись, пришли к выводу: возможно, особым маркером для будущих журналистов является ориентирование не на предмет, который преподавал любимый учитель, а на качества личности учителя?

В конце концов, в журналистике, действительно, самое важное и интересное - это люди…

А любимые учителя, к счастью, у каждого из нас были - низкий им поклон.


Наталья Старичкова


Фото: Валентин Илюшин