Директор Кузнеченской школы в канун Дня учителя рассказал о том, чем живут дети и преподаватели

Педагогика, физика, кинематограф – это вечный эксперимент

Главное при изучении любого предмета – эксперимент, творчество, интерес. Директор Кузнеченской школы (Приозерский район) Алексей Смольников абсолютно в этом уверен. Также как в том, что роботы – хорошо, но в них не должны превращаться дети и учителя даже при самых продвинутых цифровых технологиях. В канун Дня учителя он рассказал Online47 о том, как стал педагогом и чем необычно учебное заведение, которым руководит.

Фото из личного архива

Физика – вечный эксперимент

Родился и вырос Алексей Смольников в Удмуртии, с которой Ленобласть разделяет около двух тысяч километров. А интерес к физике и желание "сеять доброе, вечное", объясняет, ему привила Татьяна Петровна Алалыкина – школьный учитель. Поэтому и поступил после окончания школы в Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко.

glazovlife.ru

"Сидя за школьной партой, я не думал о том, что стану учителем и, тем более, директором школы, – говорит он. – Но точно понял, что физика – предмет сам по себе интересен именно постоянным – практически вечным – экспериментом, поиском верных решений. Математика тоже хороша, но это строгая, сухая наука, а физика привлекает творчеством".

С педагогами Алексею и в институте тоже повезло. Строгим и одновременно творческим отношением к предмету запомнился заведующий кафедрой физики и дидактики физики Валерий Вильгельмович Майер.

Как 2+2 превратилось в 4+4

Как попал в Ленинградскую область? Очень просто. В небольшом посёлке региона жили родственники, а школе требовались педагоги. После окончания вуза решил попробовать, приехал в Степанянскую школу вместе с женой – тоже учительницей (Ольга Ивановна Смольникова преподаёт математику в Приозерске).

"Сам приехал в 2010 году после урагана: помню, первые дни в Приозерске не было света и воды, - вспоминает. - Начал работать, освоился, а потом и друзей пригласил – Максима Вахрушева с женой, оба тоже – педагоги. Тогда они жили на Севере, но получили от Ленинградской области подъёмные и решились на перемену мест. Только работают не в Приозерском, а в Алексинской школе Волховского района".

Сейчас в обеих семьях по двое детей, а оба папы – директора средних образовательных учреждений.

"Два плюс два со временем превратилось в четыре плюс четыре, – улыбается Алексей Смольников. – Со студенческих времён дружим, поздравляем друг друга с праздниками, встречаемся".

В семье Смольниковых – дочка, второклассница Эвелина и четырёхлетний Максим – до школы ещё не дорос, ходит в детсад.

Будни и конкурсы

Первым у молодого специалиста Смольникова был пятый класс численностью шесть человек (сейчас им по 21 году и до сих пор встречаются), а сейчас под его руководством – целая школа.

"Поначалу было непросто: всего шесть часов – нагрузка по профилирующему предмету, и, как это принято в небольших сельских школах, в нагрузку взял физкультуру, – рассказывает. – Занимались, играли в футбол и баскетбол – за день так убегаешься, что ног под собой не чуешь".

А в педагогическом конкурсе стал участвовать в прошлом, 2019 году, с подачи директора школы, в которой работал, – Веры Ивановны Шевцовой. Поддерживала это начинание и жена, Ольга Ивановна.

priozersk.lenobl.ru

"Прежде ни в каких серьёзных конкурсах не участвовал, – признаёт он. – Этот стал первым, и урок был связан с плаванием тел – организовал лабораторную работу по закону Архимеда. С детства усвоил, что интерес к физике особенно укрепляют зрелищные, интересные опыты. Очень важны захватывающие эксперименты, возможность разгадывать научные загадки, творчество. А следом за муниципальным конкурсом был зональный, в котором победил. Давал урок семиклассникам по воздухоплаванию. Проверяли грузоподъемность воздушного шарика, наполненного гелием. У каждого такой шар был на столе. Прикрепляли груз и делали расчёты – увлекательное дело... Позже и в региональном конкурсе принял участие - был среди лауреатов. В победители не вышел, но опыт приобрёл. К тому же очень полезным стал диалог с председателем комитета по образованию Сергеем Тарасовым – мой вопрос ему был связан с системой оценок".
Не пропустите

Наука побеждать страхи

"В должность я входил в начале пандемии. Пришлось привыкать к новым условиям, дистанционке. Это было непростым испытанием для детей, родителей и педагогов, – признаёт директор. – Справились, но отлично понимаю, что живую учёбу, общение с учеником не заменят даже самые передовые цифровые технологии. Детей на расстоянии полноценно воспитать и обучить невозможно. Сейчас появляются новые страхи, и мы учимся их побеждать дисциплиной. Но тревожность всё равно остается. С максимальной строгостью организовали учебный процесс. В школе 17 классов, 300 учеников. Дети в разное время начинают учиться и ходят в столовую, уличная одежда распределена на шесть раздевалок".

Он рассказал, что ко Дню учителя планировалось большое праздничное мероприятие. Не отменять его вовсе помогла «Школьная телестудия».

"В этом случае цифра, компьютерные технологии пошли на пользу, – поясняет он. – Телестудией записаны поздравления, которые наверняка поднимут учителям настроение и понятно, что есть возможность их разместить в соцсетях".

Любимые Алексеем Смольниковым когда-то киношедевры советских времён "Ералаш" и "Приключения Электроника" и сейчас актуальны. Уверен, что роботы – хорошо. Но дети и учителя в них не должны в них превращаться.

Десятая муза школьной телестудии

lentv24.ru/Ефим Беккер

К слову, заметных успехов добивается «Школьная телестудия» школы (руководитель – Денис Петренко). Её творческий коллектив минувшей весной получил гран-при Всероссийского конкурса юных кинематографистов «Десятая муза-2020».

На суд компетентного жюри был представлен игровой короткометражный фильм "Мы", в основу сценария которого легли воспоминания местной жительницы-блокадницы. А сейчас ребята работают над вторым проектом – снимают фильм «Локка» о жизни в эпоху неолита.

lentv24.ru/Ефим Беккер

Съемки начали в начале летних каникул, сейчас они практически завершены – идёт работа над музыкальным сопровождением фильма. Интересно, что по чертежам финских археологов построили хижину охотников-собирателей, которые в те незапамятные времена жили на территории Приозерского района. Костюмы шили самостоятельно.

lentv24.ru/Ефим Беккер

"Думаю, что кинематограф не только для нас – настоящее окно в мир, – говорит об этом необычном дополнении учебного процесса директор Кузнеченской школы. – А работа над фильмами – способ углубиться в историю, и это такой же, как в педагогике и физике, эксперимент. Но только кинематографический. В общем, экспериментируем, снимаем кино, растём… и не превращаемся в роботов".

Евгения Дылева