COVID-19, дистанционное обучение и человеческий капитал: Всемирный банк тревожится об отложенном будущем

Опубликован доклад о влиянии пандемии на эффективность следующего поколения работников

Новый доклад Всемирного банка «COVID-19 и человеческий капитал», основан на анализе данных 50 стран Евразийского континента – и России, конечно.

Оnline47 бегло ознакомился с Докладом и обратил внимание на кое-что особенно любопытное.

Перед пандемией

Уже в названии доклада указано, что на этот раз ключевым фактором, влияющим на экономику настоящего и будущего, стал новый коронавирус.

Потому что, как подсчитали во Всемирном банке,

«Пандемия COVID-19 погрузила мировую экономику в самую глубокую рецессию за последние восемь десятилетий».

openknowledge.worldbank.org


А если ещё и обратить внимание на следующую цитату из Доклада, то даже рациональным скептикам может стать не по себе. Ну, а уж для приверженцев конспирологических теорий тут, конечно, вообще - богатейшая пища для размышлений:

«Человеческий капитал является одним из самых неотъемлемых активов, которыми может обладать человек. Физический капитал может быть уничтожен, а финансовый конфискован, но человеческий капитал привязан к человеку до тех пор, пока он здоров. В этом смысле человеческий капитал является фундаментальным активом, благодаря которому люди становятся продуктивными членами общества и позволяют своим странам процветать. КОВИД-19 поразил этот ценный актив. В отличие от стихийных бедствий, чьи потери на физический капитал значительно превышает его потери для человеческого капитала, пандемия оставила здания, фабрики и инфраструктуру нетронутыми, но значительно повлияла на здоровье миллионов людей и нарушила образование сотен миллионов детей. Учитывая характер его последствий, правительства должны сделать инвестиции в человеческий капитал центральным элементом своих планов восстановления».


Но Оnline47 всё же пока предлагает сосредоточиться на других аспектах.


Про Россию

Накануне пандемии ведущие развивающиеся экономики Евразии уже практически приблизились к хорошим перспективам по производительности труда:

«Недавнее обновление HCI (Индекс человеческого капитала) (World Bank 2020a) показывает, что накануне пандемии люди в регионе Европы и Центральной Азии могли бы достичь высокого уровня производительности труда в течение своей взрослой жизни благодаря солидным инвестициям в человеческий капитал в детстве и подростковом возрасте», - говорится в докладе.

Причём, судя по просмотренному Оnline47 контенту, тут имеются в виду население, прежде всего, Турции и России.

Учитывая, что, по методике ВБ, основными параметрами, позволяющими прогнозировать производительность труда подрастающих поколений, являются качество систем образования и здравоохранения, то нам, конечно, было особенно любопытно разглядеть в зеркале Всемирного банка наше, российское отражение.


А это оказалось не так чтоб просто.

Как-то не сильно громко и всё больше в контексте, чем конкретно в разделе по России, но ВБ в этом докладе всё же признал, что в нашей стане качество образования – одно из самых высоких не только на континенте:

«… Российская Федерация уже имеет показатели образования, близкие к лучшим в мире, поэтому существует лишь незначительный эффект роста от повышения качества образования (и никакого от увеличения количества лет обучения)».

Про здоровье россиян в Докладе тоже говорится рассредоточено: положительные нити информации тоже всё больше вплетены в другие пряди контента.

Зато выпукло сформулировано про такие угрозы подрастающим производительным силам Росси, как алкоголь, курение и… ожирение.

При этом в настоящем продолженном времени всё же указано:

«Подавляющее большинство достижений России (в части Индекса человеческого капитала – ред.) достигается за счет улучшения здоровья, измеряемого показателями выживаемости взрослого населения».

Понятно, что Всемирный банк интересуется образованностью и здоровьем населения в разных странах вообще и России в частности не из чистых гуманитарных соображений.

Просто именно система образования и система здравоохранения напрямую влияют на производительность труда следующего поколения работников. А стало быть – и на их личную конкурентоспособность, и на конкурентоспособность страны.


Согласитесь, в этом ракурсе неожиданными красками начинают играть национальные проекты в России, и тот факт, что их реализации так настойчиво - даже в текущих условиях – требует от регионов федеральный центр.


Неожиданности дистанционки

Но, пожалуй, самое важное в Докладе Оnline47 обнаружил в тезисах, посвященных дистанционному образованию.

Ссылаясь на данные, полученные после Второй Мировой войны (Ichino and Winter-Ebmer 2004) и различных стихийных бедствий (Andrabi, Daniels and Das 2020; Ceyhan and Ceyhan 2007; Sacerdote 2012; Thamtanajit 2020) авторы Доклада утверждают, что прерывание нормального процесса школьного обучения всегда имеет долгосрочные последствия.

При этом в Докладе ВБ прямо утверждается

«Закрытие школ может привести к потере знаний даже при наличии альтернативных методов обучения».

Просто потому, что выход из регулярной системы обучения всегда влечёт потери в прежде полученных знаниях.

Вспомнить хотя бы, сколько усилий требуется детям, чтобы повторить пройденное после летних каникул.



В Докладе, правда, признаётся, что правительства и учебные заведения предпринимают всё возможное, чтобы смягчить последствия закрытия школ и предлагают дистанционное обучение.

Но вот на что указывают эксперты ВБ:

«Доказательства эффективности дистанционного обучения в базовом образовании скудны и в лучшем случае неоднозначны (Azevedo and others 2020), поэтому эффект от этих усилий пока непонятен» - конец цитаты.

Более того, в ВБ констатируют, что дистанционное обучение значительно более неравноправно, чем обучение в очной форме, потому что здесь начинают играть роль другие факторы: доступ к интернету, качество компьютеров и ноутбуков, а также – что немаловажно, наличие дома ещё кого-то из членов семьи, кто может поддержать учебный процесс.

«Данные из Соединенного Королевства показывают, что дети из более обеспеченных семей тратили на домашнее обучение на 30 процентов больше времени, чем дети из более бедных семей во время закрытия школ в марте-мае 2020 года (Andrew and другие 2020). Данные Green (2020) свидетельствуют о том, что различия в домашнем обучении, возможно, были еще больше, при существенном неравенстве между регионами и социальными группами. Таким образом, пандемия может привести не только к снижению средних показателей обучения, но и к тому, что они станут еще более неравными».


Рекомендации от Всемирного Банка


А здесь, пожалуй, просто можно бегло ознакомиться с вольным и Яндекс-переводом некоторых пунктов:


1. Подготовьте учащихся. Образовательные системы должны вернуть учащихся в школу.

2. Сделайте школы безопасными и инклюзивными. Школы должны следовать медицинским протоколам, чтобы снизить риск COVID-19 вспышек.

4. Измененный школьный календарь может помочь учащимся наверстать упущенное. Например, системы могли бы рассмотреть возможность запуска летних и зимних коррекционных программ либо для всех учащихся, либо для учащихся, чье обучение больше всего пострадали во время карантина.

5. В базовом образовании приоритетными направлениями должны быть поощрение инноваций в преподавании и обучении с акцентом на базовых и социально-эмоциональных навыках. Таких, как коммуникация, решение проблем, управление личностью и социальные навыки.

6. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что качество преподавания и условия обучения оказывают наиболее существенное влияние на когнитивные, социально-эмоциональные и поведенческие результаты школьного обучения, независимо от пола и происхождения учащихся.

7. Международные исследования показывают, что самое главное - это хорошие учителя и преподавание. И эти выводы должны поддерживаться стратегией профессионального развитием учителей.


Не пропустите

Остаётся признаться теперь, что «неожиданности о дистанционке» - в каком-то смысле шутка от Оnline47. Потому что в выше перечисленных выводах-рекомендациях Всемирного банка, как нам кажется, ничего нового-то нет.


Наталья Старичкова


Фото: Валентин Илюшин