Читающая школа – читающая страна: как в России и Ленобласти школьная библиотека становится территорией новых смыслов

Именно школьные библиотеки могут помочь России вернуть статус самой читающей страны

В октябре во всем мире проходит Международный месячник школьных библиотек. Он был учрежден в 2008 году, в десятую годовщину создания Международной ассоциации школьных библиотек. Россия подключилась к нему для поддержки библиотек и детского чтения 12 лет назад.

За это время в отношении школьных библиотек многое изменилось – и в положительную сторону. Однако у экспертов в этой области есть сверхзадача: вернуть России статус самой читающей страны в мире. Путь к этому непрост, однако все шансы достичь цели есть – и в этом может пригодиться опыт Ленинградской области.

От духовного – к физическому

Организаторы международного события не обошли стороной самую актуальную тему этого года – пандемию коронавируса, а потому назвали месячник «Найти свой путь к хорошему здоровью и благополучию». В России же расширили тему – и добавили не менее важное духовное здоровье наших детей, выбрав девиз: «Добру откроем сердце. Обнимем ребенка с книгой».

Название не случайное – с 1 апреля в онлайн-формате проходила акция «Обнимем ребенка с книгой», организованная школьными библиотекарями России при поддержке Общероссийской общественно-государственной организации «Союз женщин России». Его логичным продолжением – а также развитием существующих проектов в сфере школьных библиотек и самым ярким событием российского месячника – стал Всероссийский онлайн-конкурс «Читающая школа – читающая мама – читающая страна», который будет проходить до 29 ноября.

Старт конкурсу дали в понедельник, 12 октября, в пресс-центре ТАСС.

«Весенняя акция стала хорошим поводом поговорить с детьми о самом главном – о доброте, сострадании – с помощью книги. Отзывы великолепные, – рассказала там президент Ассоциации школьных библиотек русского мира (РШБА), главный редактор журналов «Школьная библиотека» и «Читайка» Татьяна Жукова. – А нынешний конкурс – это очень важный социальный проект».

И вот почему.

Не пропустите

Чтение – как важная составляющая инновационного пути

Первая школа ребенка – это семья. Первый учитель – это мама. Однако сейчас, как пояснила Татьяна Жукова, в родительство вступили те, кто по объективным причинам – в 1990-е – не получили «книжной прививки».

Последствия этого – невеселые. Если дома не принято читать – не читает и ребенок. И уже сегодня исследования, в том числе международные, гласят: уровень функциональной грамотности детей и подростков снижается. В дальнейшем это может привести даже к полной невостребованности в качестве будущих профессионалов в разных сферах.

«Наши дети доходят только до второго уровня глубины понимания прочитанного, находят ту информацию, которая сформулирована в явном виде. А как же дети с таким уровнем понимания прочитанного будут учиться, а самое главное – как войдут на современный рынок труда, который требует сегодня творцов, людей, умеющих генерить новые мысли?» – задается непростыми вопросами президент РШБА.

И предупреждает о возможных более глобальных последствиях:

«Многие говорят об интеллектуальной безопасности России. Ведь если не остановить этот процесс, школьники будут пополнять функционально неграмотное население. И простая тема чтения может для инновационного пути страны обернуться большими потерями».

Да, российские школьники завоевывают множество наград на различных конкурсах, ярко проявляют себя в самых разных направлениях. Однако статистика не врет: талантливых детей лишь 7-10%. Уровень знаний же остальных – ниже общемирового.

И проект «Читающая школа – читающая мама – читающая страна» призван стать еще одним кирпичиком в создании нового пространства вокруг детей – пространства, где читают и дома, и в школе. А читающая школа – это еще и территория новых смыслов для детей, где библиотекари учат ребенка учиться, воспитывают увлеченного, грамотного читателя.

В целом все движение «Мы – за читающую Россию» отлично включается в канву нацпроекта, ставящего задачей вхождение в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

«Надеюсь, мы сделаем детское семейное чтение модным и популярным. Ведь в числе трендов на третье десятилетие 21 века – в том числе смыслы и ценности, новая роль школы в воспитании поколений, использование новых сервисов и инструментов, привлечение семьи, правильная навигация ребенка и его семьи в современном мире, – пояснил в ТАСС директор Центра проектов направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив Алексей Благинин. – Это для нас экосистемный проект, который поможет по-другому посмотреть на аспекты школьной жизни сегодня, это возможность поговорить о новой образовательной инфраструктуре, школьном пространстве».

В рамках конкурса планируется привлечь к чтению с детьми не менее пяти тысяч родителей в пилотных регионах, а позже – распространить проект на всю страну. А 29 ноября – в Международный День матери – будут названы самые читающие мамы страны.

Не пропустите

Опыт Ленобласти – как пример для других

Ленинградская область активно подключается ко всем проектам, которые организовывает российское библиотечное сообщество. И к вопросам, связанным со школьными библиотеками, в 47 регионе подходят с особым вниманием.

Еще в 2017 году в регионе была утверждена Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров (ИБЦ) в Ленинградской области до 2023 года. Подобный документ стал первым в стране – и, что самое главное, к его разработке подошли откровенно и честно.

«Сегодня наша концепция представлена на сайте РШБА. В регионах даже говорят: хочешь разработать такой документ – посмотри на Ленинградскую область, – рассказала Online47 руководитель регионального представительства РШБА в Ленобласти, заведующая информационно-библиотечным отделом Ленинградского областного института развития образования Наталья Самыловская. – Ведь мы не испугались и показали ту ситуацию, какой она была на самом деле в 2017 году».
Не пропустите

Признать проблему – уже сделать первый шаг к ее решению. И в документе проблемных точек перечислено немало – в их числе и острый дефицит площадей, недостаток необходимого оборудования, техники и мебели, старение книжного фонда.

Но и план по улучшению ситуации был составлен полномасштабно и с прицелом на будущее. В частности, стал более выражен переход от обычной библиотеки – к информационно-библиотечному центру, то есть пространству с зонами для разной деятельности, современными технологиями и возможностью для коллективных мероприятий.

loiro.ru

И конкретные результаты реализации Концепции есть уже сегодня – это доказывают проводимые ежегодно мониторинги библиотек в школах.

«Если три года назад в регионе было 14 ИБЦ, в прошлом году – 27, в этом – уже 33 из 356 школьных библиотек. Постепенно их число растет, а значит, и условия в школьных библиотеках становятся лучше, – поясняет Наталья Самыловская. – Мы в целом занимаем одну из неплохих позиций в стране».

Кроме технического обеспечения уделяется большое внимание и работникам библиотек. Так, в ЛОИРО организовано множество курсов для переподготовки и повышению квалификации, в том числе – для получения статуса педагога-библиотекаря. Это и бонусы для самого сотрудника – и совершенно иной подход к работе.

«Это уже педагогическая должность. Педагог-библиотекарь должен иметь навыки информационной культуры, должен обучать детей правильно работать в интернете, делать презентации, работать с документами, проектной деятельностью, – поясняет Наталья Самыловская. – В регионе уже 87 человек получили эту специализацию из 368 библиотечных работников».

Проводится в регионе и конкурс «Библиотекарь года», причем его участники побеждали и на всероссийском уровне. Также реализуется много интересных программ, связанных как раз с проектами «Читающая школа» и «Читающая мама». Пройдет в ленинградских школах и Всероссийский онлайн-конкурс «Читающая школа – читающая мама – читающая страна».

«Мы ежегодно подводим итоги на нашей конференции «Школьная библиотека как центр детского и юношеского чтения». Рассматриваем вопросы о том, как дети читают в цифровое время, в цифровой библиотеке, рассматриваем вопросы PISA – это функциональная грамотность и смысловое чтение. И нельзя сказать, что дети не читают, они читают – но по-разному. И показывают очень интересные результаты», – резюмирует руководитель регионального представительства РШБА в Ленобласти Наталья Самыловская.

Так что ничего еще не потеряно – и определенно задача вернуть статус самой читающей страны вполне реально. Нужно лишь просто вспомнить о былой страсти к чтению – и привить ее следующим поколениям. Пусть и с поправкой на «цифру».

Татьяна Туктамышева

Фото: newtonew.com