Письмо Путину: Латвия просит президента России не обнулять грузопоток в латвийские порты

В Риге надеются на чудо, но в успех, похоже, не верят

В латвийские СМИ утекла информация о сенсации: власти республики обратились к Владимиру Путину с просьбой не забирать окончательно грузопоток из портов Риги, Вентспилса и Лиепаи в Ленинградскую область.

Это обращение – и латвийский телеканал TV3 утверждает, что имеет в своем распоряжении, как минимум, текст письма в Москву - тут же окрестили «челобитной», а ироничный rubaltic.ru перешёл к сарказму:

«Начало доходить»…

Online47, надо признаться, чего-то похожего ждал ещё с начала ноября - но не рассчитывал, что всё случится уже в этом месяце.

Что дошло

Во вторник, 24 ноября, на rubaltic.ru опубликована статья Алексея Ильяшевича, которую автор назвал «Начало доходить: Латвия просит Путина остановить потерю транзита».

Основанием для такого, практически сенсационного, материала стала утечка:

«В распоряжении редакции латвийского телеканала TV3 оказалось письмо, в котором власти прибалтийской республики просят Россию остановить процесс переориентации транзитных грузов на порты Ленинградской области», - утверждает автор.

Более того, сообщается, что обращение в Москву было согласовано с МИД Латвии, а также с посольством Латвии в Российской Федерации.

И журналист задаёт, по сути, риторический вопрос:

«До какой же степени отчаяния дошла прибалтийская республика, чтобы «бить челом» перед властями «страны-агрессора»?

Учитывая широко известное отношение властей Латвии к России, которое они демонстративно предъявляют стране и миру без малого треть века, вопрос понятный и - риторический.

Но что, действительно, заставило власти Латвии писать президенту России именно сейчас?

Ответ, разумеется, не может состоять из единственной составляющей – факторов много, и они просто все сошлись именно теперь.

Однако ключевым, конечно, оказалось осознание: Россия смогла построить свою портовую инфраструктуру на Балтике.

Почему это осознание к руководству Латвии пришло только к ноябрю 2020 года – вопрос, возможно, к психологам. В конце концов, люди ведь часто не хотят видеть очевидное и понимать то, что не нравится.

Хотя возможен и другой вариант: всё видели и понимали давно, но решение принять никак не получалось – всё время были важнее какие-то другие соображения.

Так или иначе – случилось.

С ноябрьским приветом

Валентин Илюшин


В начале ноября уже даже не высшее руководство России, а губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко откровенно и запросто разъяснил литовскому изданию baltnews.lt:

«… Для того, чтобы выйти на 100 млн тонн грузов, порту Усть-Луга пришлось потратить 13 лет большой, серьезной работы и инвестиций. А сегодня мы уже видим, что у нас появились перспективы. Например, в том же порту Усть-Луга строятся три современнейших терминала».

И в том же интервью губернатор Ленинградской области - как бы невзначай - водрузил ещё пару «вишенок на торте».

Для начала рассказал о том, что в регионе все эти годы мощно развивались железные дороги – «станция Лужская считается сегодня лучшей сортировочной станцией в Европе».

А потом и вовсе заявил, что даже инвестиционное законодательство вверенного ему региона России все эти годы готовилось к большому делу:

«Действует и уже опробовано, протестировано на предыдущих проектах инвестиционное законодательство Ленинградской области, которое привлекательно для тех, кто занимается портовым хозяйством, логистикой, стивидорскими услугами».

Валентин Илюшин


Надо сказать, что Александр Дрозденко общался с литовским СМИ так деловито и энергично, как будто даже не осознавал, сколько соли он сыплет на раны литовских и латвийских портовиков:

«Мы все это и так готовили под свои российские грузы, под свой транзит, который переводился из Прибалтики. И это все уже реализовано на практике».

Да, это интервью опубликовало литовское СМИ – 6 ноября 2020 года.

Но вот есть такая уверенность, что в Риге его тоже читали.

И к письму Путину всё-таки приступили.

И всё-таки о Путине

Вообще-то, латвийские коллеги утверждают, что письмо к президенту России готовилось не одно. Только второе письмо писали не дипломаты, а латвийские портовики. И якобы они-то вообще «фасон не держали» - просто просили у Путина пощады. А потому его отправить Путину всё-таки не разрешили.

Так это или нет – утверждать не можем.

Но вот что, кажется, должно быть уже хорошо всем известно, так это то, что к словам Владимира Путина нужно относиться серьёзно.

Владимир Путин посетил морской торговый порт Усть-Луга. 24 января 2006 года

Владимир Путин посетил морской торговый порт Усть-Луга. 24 января 2006 годаkremlin.ru

Даже если очень хочется назвать их «пропагандой».

Даже если кажется, что экономику России вот-вот "порвут в клочья".

Даже если спокойнее думать, что ничего у этой «нецивилизованной-коррумпированной-отсталой» России в принципе не может получиться.

В 2008 году Владимир Путин, тогда – в ранге премьер-министра, приезжал в Усть-Лугу и рассказывал, что в ближайшие годы страна будет вкладывать деньги в создание инфраструктуры порта Усть-Луга и прилегающих территорий, в развитие железнодорожного сообщения,

А также - в работы по углублению акватории.

Валентин Илюшин


Прямым текстом всё и говорил.

Потому что для Путина суверенитет России – это не просто громкая погремушка, отвлекающая от желания плакать.

Это смысл его работы и его наследство. А суверенитет немыслим без независимости стратегических мощностей экономики.

Порты в Ленинградской области – это ведь об этом.

И, судя по словам экс-президента Латвии Валдиса Затлерса, которого цитирует rubaltic.ru, не стоит думать, что никто из латвийских политиков этого не понимал и не понимает:

«Российская политика формировалась не вчера и не в прошлом году, а лет 15 назад. И было ясно, что постепенно через Латвию будет проходить все меньше и меньше грузов, а может, и вовсе не будет».

Только вот господин Затлерс стал президентом Латвии в 2007 году – 13 лет назад. Получается, что он знал, какое будущее ждёт порты его страны? И – ничего не сделал?

А ведь президент России известен ещё и тем, что не любит никого загонять в угол. И до последнего готов разговаривать и договариваться с кем угодно, если это – в интересах России.


Не пропустите


В этом, кстати, ещё одна обязанность государственного деятеля: уметь ждать, но никогда не опускать руки.

И да – это качество присуще только большим политикам.

Дно чаши

Что же касается письма президенту России из Риги…

В самой Латвии, похоже, на чудо надеются, но - не верят.

И, может быть, они правы.

Хотя, возможно, Владимир Путин снова всех удивит.

И тогда свои же в России его будут ругать за излишнюю мягкость к тем, кто ругательски ругает его страну.

А за пределами России кто-то будет делать всё, чтобы Россия никак не сотрудничала с соседями.

И при этом политики в той же Латвии снова будут думать не о том, как помочь своим людям и своей стране, а о том, как бы им выиграть следующие выборы и не впасть в немилость не-будем-говорить-чью. О! И ещё, конечно, о том, что просить о чём-то Россию - это так унизительно...

В общем, латвийских портовиков и их семьи жаль, конечно.

Но, похоже, ни Латвия, ни Литва свою чашу ещё не испили до дна. А дно будет горьким.


Наталья Старичкова


Фото: Валентин Илюшин