Государственное дело: Ленобласть инициировала слушания по системе восстановления прав обманутых дольщиков

Регион добивается прозрачности и справедливости

В пятницу, 11 декабря, состоялись специальные слушания, инициированные Ленинградской областью. В них приняли участие члены Совета Федерации, Правительства региона и Фонда защиты дольщиков. Тема – восстановление прав пострадавших граждан – участников строительства многоквартирных жилых домов на территории региона.

Если коротко – Ленинградская область добивается справедливости и, что немаловажно, прозрачности в системе распределения финансовой нагрузки между бюджетом региона и Фондом защиты прав дольщиков.

В свою очередь, судя по официальным публикациям Фонда, его руководство отсылает к экономической успешности 47 региона – бюджет Ленобласти, как известно, не дотационный, а потому вроде как просить о снижении непредвиденной нагрузки – для начала в 3 миллиарда рублей – и нечего.

О чём шла речь – в материале Online47.


Из истории вопроса

Историю проблемы обманутых дольщиков на слушаниях напомнила Ленинградская область.

Для начала – про 214 ФЗ, который должен был помочь людям иметь возможность вложиться в строящееся жильё на этапе котлована – дешевле потому что.

А закончилось всё, как известно, десятками тысяч обманутых дольщиков по всей стране.

Ситуацию стали исправлять по ходу.

Как напомнили на слушаниях, Ленинградская область активно взялась за это чуть ли не с 2012 года. Правительство региона и лично губернатор Александр Дрозденко работали с застройщиками, искали механизмы решения и добивались результатов.

Сначала – скромных: в 2015 году без участия бюджетных средств был введён в эксплуатацию 1 многоквартирный дом. В следующем – 3. В 2017 году – снова 1. А уже в 2018 – 18. А в 2019 – 22. На 19 ноября 2020 – 19 многоквартирных домов.

Таким образом, только за последние три года Ленинградская область без привлечения средств федерального бюджета добилась восстановления прав 12 444 граждан – участников строительства.

Это важно отметить – потому что в развернувшейся полемике у оппонентов Ленобласти есть большой соблазн навесить на 47 регион ярлык иждивенчества. А это, мягко говоря, не так.

Валентин Илюшин


Перестройка в бою

Мало кто помнит, но с инициативой использовать механизм специальных банковских счетов для обеспечения строительства выступила в свое время именно Ленинградская область.

И с прошлого года система эскроу-счетов уже заработала: мощная гарантия для новых участников долевого строительства.

Но это – решение, позволяющее предотвратить пополнение рядов обманутых дольщиков.

А как быть с теми, кто уже им стал?

Для решения этой задачи был создан Фонд обманутых дольщиков, который должен эти проблемы решать: либо достраивать жилищные комплексы, либо возвращать дольщикам деньги.

При этом регионы – каждый на своих условиях – ещё в прошлом году договорились о пропорциях софинансирования. Ленобласть, к примеру, подписала в 2019 году с Фондом соглашение, по которому уже перечислила в на счета Фона 600 млн рублей. А всего за три года – и исходя из этой цифры верстался региональный бюджет и следующего года, и планового до 2023 года – 2,8 млрд рублей.

Примерно в таком же объеме предусматривалось и участие Фонда.

Но главное: на момент подписания Соглашения речь шла о том, что реальное решение проблем дольщиков будет иметь три источника финансирования: Компенсационный Фонд, региональный бюджет и федеральный бюджет.

Опасный перекос

Однако с июля 2020 года одна из трёх точек опоры выпала: были приняты поправки сразу в несколько законов. И ситуация так переформатировалась, что источников финансирования осталось два: имущество фонда (включая компенсационный Фонд) и – региональный бюджет.

В результате для Ленинградской области дополнительная нагрузка на бюджет по объектам, уже готовым к принятию решений на Наблюдательном Совете, совсем не плавно превратилась …в 9,4 млрд рублей.

Из презентации, опубликованной в группе: Долевое строительство Ленинградской области/ВК


Это с каких же статей регионального бюджета – социально ориентированного, сбалансированного, одобренного Минфином РФ – нужно снять эти новые миллиарды, чтобы решить проблемы обманувшихся в своих ожиданиях дольщиков?

А тут и ещё кое-какие детали стали… выпуклыми.

Не пропустите

Например, есть проблемы с механизмом распределения федеральных средств для решения проблем дольщиков по субъектам РФ: до сих пор нет информации об объеме финансирования по годам и неизвестно, каким субъектам РФ и на какие объекты планируется выделить финансирование.

А ведь ситуация в каждом регионе – разная. К примеру, как недавно указал «КоммерсантЪ», в Ямало-Ненецком автономном округе или в ХМАО число проблемных объектов в девять раз меньше, чем в Ленобласти, соседствующей с Санкт-Петербургом.

Справедливо бы было, считают в Ленобласти, для начала установить распределение средств между субъектами пропорционально количеству проблемных объектов в ЕРПО – и сделать это прозрачно.

Проблемы и решения

Стоит отметить, что Ленинградская область на пятничных слушаниях не просто указывала на перекосы и непрозрачности многих аспектов механизма решения острой социально-значимой проблемы – регион сформулировал и свои предложение по каждому пункту.

Например, на сегодня вообще нет информации об объеме средств в компенсационном фонде. Ленинградская область настаивает на прозрачности: нужно закрепить законодательно предоставление субъектам РФ информации и об объеме и плане расходования компенсационного фонда, и – что немаловажно – о фактическом использовании средств компенсационного фонда в разрезе объектов.

Из презентации, опубликованной в группе: Долевое строительство Ленинградской области/ВК


Или – такой факт: сейчас услуги технического заказчика при завершении строительства «проблемных» домов оказывает только и исключительно ООО «Технический заказчик Фонда защиты прав дольщиков». Но такая монополизация, считают в правительстве Ленобласти, не идёт на пользу делу: отсутствие конкурентных процедур – неэффективное расходование средств. И значит, надо отказаться от закрепления монопольного положения этого самого Общества с ограниченной ответственностью.

Но главная болевая точка – это дополнительные миллиарды, которые Фонд обманутых дольщиков считает проблемой исключительно Ленинградской области. За счёт чего и кого эти деньги должны быть изъяты из бюджета региона и перечислены на счета Фонда – здесь никому, похоже, неинтересно.

Ну, или было неинтересно: Ленинградская область, судя по пятничным слушаниям, сдаваться не собирается и надеется на конструктивный подход федеральных органов власти и Фонда. В конце концов, государству совсем не нужно, чтобы одним самодостаточным и успешным регионом в России стало меньше.


Наталья Старичкова


Фото: Валентин Илюшин/Online47