Судьба Балтийского транзита: драма с кошками, скорпионами и изумлением публики

Как Online47 прочитал статью в Baltnews и решил кое с чем не согласиться

Драматическая ситуация с прибалтийскими портами, которым в ближайшее время предстоит лишиться ещё и белорусских грузов, в наступившем 2021 году, похоже, дойдёт до финала. И он, финал этот, в общем, всем уже известен. Но как раз сейчас пока ещё та самая стадия, когда «Ну, вот же, только что было! И – нет…. Как же так вышло-то?».

Любопытную версию «как же так вышло-то» опубликовали сегодня коллеги из Baltnews, а Online47 прочитал и поспорил.

Было – и нет

Первым делом коллеги в статье «Не транзит, а "груз 200". Прибалтика за что боролась – на то и напоролась» констатировали, что прошедший 2020 год стал для портов бывших советских прибалтийских республик годом закрытия очередной страницы в истории морского транзита.

В том смысле, что теперь, после того, как Белоруссия стала готовиться к переводу своих грузопотоков из Прибалтики в Российскую Усть-Лугу, страниц в некогда славной и интересной книге прибалтийского транзита осталось совсем немного.

И с этим как раз не поспоришь.

Тем более, что Россия все эти годы – под град насмешек, сквозь тернии реалий 90-х и несмотря на «разорванную в клочья экономику» создала-таки альтернативу прибалтийскому транзиту.

«…Мощности Ленинградской области РФ могут с легкостью заменить прибалтийскую инфраструктуру, не вызывает споров уже ни у кого. В активной фазе развития находятся портовые зоны Усть-Луги, Приморска и Высоцка», - констатирует Baltnews.

Действительно, тот же Приморский УПК в Ленобласти уже стал самым глубоководным портовым комплексом во всём Балтийском бассейне: фактические глубины порта на подходах к портовому комплексу составляют более 20 метров.

Причём необходимости создания и последующего содержания подходных каналов к акватории порта просто нет - глубины у причалов нового комплекса составят 18 метров.

А это значит, что комплекс сможет обслуживать крупнотоннажные морские суда дедвейтом до 200 тысяч тонн без задержек на организацию судозаходов на акваторию порта.

И главное: укрупнение судовых партий, использование крупнотоннажных судов позволит снизить транспортные издержки.


А идея губернатора Ленобласти Александра Дрозденко, высказанная им в ходе серии встреч с белорусскими руководителями в Минске и в Ленобласти – не строить для своих грузов отдельный терминал в Ленинградских портах, а войти в состав акционеров по проектам, которые уже состоялись или сейчас реализуются – это ведь более чем привлекательное предложение.


И настолько весомое, что его каждый раз вспоминают, как только начинают говорить о судьбе прибалтийских портов в связи с потерей белорусских грузов.

Здесь остаётся только отметить, что уход белорусских грузов в порты Ленобласти всеми вменяемыми экспертами воспринимается уже как практически свершившийся факт – интерес теперь только к тому, в каком формате.

Причём здесь кошки

И всё же переориентация белорусского транзита для экономик Литвы, Латвии и Эстонии настолько болезненна, что неизбежно, кажется, перед политиками республик должен встать вопрос: «Как до этого дошло?» и «Кто виноват?».

Впрочем, учитывая современную моду и манеры, в ответе со стороны самих ответственных сомневаться не приходится: кто у нас теперь виноват во всём?

Правильно, Россия.

И тут даже спорить не станем: мы, знаете ли, и впрямь не мешали кое-кому делать глупости, а сами просто готовились: проектировали, строили, создавали.


А почему были уверены, что так всё и будет? В том числе, и потому, что исходили из чёткого понимания психологии прибалтийских политиков и иже с ними: дутая надменность – она же до добра никогда не доводит.

Вот и коллеги из Baltnews не обошли вниманием особенности психологии - даже использовали образ кошки, чтобы ответить на классический русский вопрос в отношении прибалтийских проблем: «Кто виноват?».

«Говорят, что у кошек нет ассоциативного мышления, – сколько ни проси "не портить мебель", пропускают мимо ушей и дрессировке не поддаются. Но то кошки. А когда подобного рода мышления лишен весь правящий класс отдельных стран – это ничего, кроме недоумения и опасений, не вызывает», - пишет Екатерина Кобиц.

Автор статьи в этой связи указывает и на совершенно алогичное решение по санкциям в адрес Александра Лукашенко со стороны республик, крайне заинтересованных в белорусском грузопотоке. И на удивительную уверенность политиков в том, что Белоруссия обречена исключительно на прибалтийский транзит.

И это при том, что как только против действующего президента Белоруссии ввели санкции, Александр Лукашенко – и это уже как раз очень логично - объявил о разработке процесса перевода белорусских грузов из портов Прибалтики.

«…Ждать с переходом от слов к делу он не стал. Уже в сентябре состоялась встреча Лукашенко и губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, - напоминает Baltnews.


Не пропустите

Но глава правительства Литвы Саулюс Сквернялис и после широко освещаемой встречи Александра Лукашенко и Александра Дрозденко, на которой как раз и обсуждались варианты переориентирования логистики белорусского грузопотока на Российские порты в Ленобласти, продолжал успокоительное урчание про то, что волноваться портам Прибалтики не о чем.

"Абсолютно все экономические параметры указывают на то, что ни по насыпным грузам, ни по нефтепродуктам переориентация Белоруссии на российское направление себя не оправдает», - цитируют коллеги господина Сквернялиса.

И добавляют:

«Но что еще могут сказать те, у кого ассоциативное мышление отсутствует: сами все испортили, сами себя убедили, что так и должно быть, сами поверили».


Или всё-таки скорпион?

И всё же Online47 кое в чём с коллегами из Baltnews соглашаться не хочет.

Но не по сути сказанного – а по образу.

Всё-таки мы слишком хорошо относимся к кошкам: они, конечно, шкоды и всё-такое, но свои, родные.

Поэтому для описания поведенческого феномена прибалтийских руководителей предлагаем другой образ – из африканской притчи. Тем более, что там тоже про водный транзит речь идёт, помните?

Если коротко и своими словами, то примерно такой сюжет выходит:

"Скорпион сидит на берегу полноводной реки: ему надо на другой берег. Мимо проплывает водоплавающее животное – и скорпион ему семафорит: перевези, мол, меня, на другой берег, брат.

Водоплавающее сомневается: « Ты же меня укусишь?»…

И скорпион отвечает что-то вроде: «Это же не логично: если я тебя укушу. то вместе с тобой и того…»

«Логично», - успокаивается водоплавающее и пускает на спину скорпиона.

И где-то на середине полноводной реки чувствует жгучую боль: «Ты всё-таки укусил меня?!» - изумляется водоплавающее.

И слышит в ответ что-то вроде «Не удержался…»".

Как-то так оно точнее, нет?


Наталья Старичкова


Фото: Валентин Илюшин